Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Чинампас: гениальные ацтекские «плавающие» фермы Мексики

Чинампас: гениальные ацтекские «плавающие» фермы Мексики

«Чинампас», также известная как «плавучие сады», использовалась ацтеками для создания небольших плодородных островов для выращивания сельскохозяйственных культур на мелких озерах в долине Мексики. Они посадили деревья, как видно на заднем плане этого изображения, корни которых врастали в дно озера, тем самым прикрепляя чинампу к земле и ограничивая ее движение. Эта техника оказалась настолько успешной, что, говорят, можно было собирать фрукты и другие овощи до семи раз в год.

(Изображение чинампас, сделанное художником. Источник)

Столкнувшись с, казалось бы, невыполнимой задачей прокормить огромное население древнего города Теночтитлан, ацтеки нашли гениальное решение около 1000 лет назад. Расположенные посреди огромного болота, они использовали свои знания мезоамериканских инженерных технологий и создали обширный комплекс, казалось бы, плавучих островов, которые служили сельскохозяйственными угодьями для их растущего общества.


Картина Теночтитлан-Тлателолко на озере Тескоко на выставке INAH в Мехико

Картина Теночтитлан-Тлателолко на озере Тескоко
на выставке INAH в Мехико


☘️ Ацтеки, Теночтитлан и их гениальные чинампы

Хотя человеческие жертвоприношения — это, вероятно, первое, что приходит на ум людям, когда они думают об ацтеках , цивилизация ацтеков — это нечто большее, чем эта практика. К 1519 году, когда первые испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса высадились в Мексике, ацтеки контролировали империю, население которой исчислялось миллионами.

Легенда гласит, что мешики , первоначально кочевое племя, руководствовались призрачным откровением, в котором предсказывалось, что они найдут свой предназначенный город, когда они стали свидетелями того, как орел сидел на кактусе и пожирал змею. После 100-летнего странствия мешики наконец увидели эту символическую сцену на острове в западной части озера Тескоко — самого большого из пяти взаимосвязанных озер — и построили свой дом под руководством своего вождя Теноха.

Легенда гласит, что мешики , первоначально кочевое племя, руководствовались призрачным откровением, в котором предсказывалось, что они найдут свой предназначенный город, когда они стали свидетелями того, как орел сидел на кактусе и пожирал змею. После 100-летнего странствия мешики наконец увидели эту символическую сцену на острове в западной части озера Тескоко — самого большого из пяти взаимосвязанных озер — и построили свой дом под руководством своего вождя Теноха.

Гигантская дамба соединяла город Теночтитлан с лесом Чапультепек на материке.

Впечатление художника Виктора фон Хагена «Солнечное королевство ацтеков» от части сети каналов, соединяющих чинампас вокруг Теночтитлана. Гигантская дамба соединяла город Теночтитлан с лесом Чапультепек на материке.


☘️ Преобразование болот в продуктивные
сельскохозяйственные угодья
с помощью чинампас

Превратить болото в сельскохозяйственные угодья было непростой задачей. Хотя происхождение сельского хозяйства чинампа в долине Мексики остается неясным, говорят, что эти инженерные методы использовались по всей Мезоамерике за столетия до прихода ацтеков.

Однако с рассветом Империи ацтеков систематическая программа строительства осуществлялась в течение короткого периода времени. Вероятной мотивацией этого масштабного проекта была необходимость поддерживать такое большое население, а способность ацтеков организовать рабочую силу сделала это возможным. Масштаб требуемого планирования можно увидеть по общему единообразию размеров и ориентации чинамп, как это наблюдалось при аэрофотосъемке.

Неизвестное авторское изображение чинампы

Неизвестное авторское изображение чинампы


По сути, чинампы представляли собой искусственные острова, созданные из растительности и грязи под водой. Участок чинампа был построен путем вынесения прямоугольного ограждения длиной около 30 метров (98 футов) и шириной 2,5 метра (8 футов) на болотистое дно озера. Затем ограждение будет огорожено путем соединения кольев плетнем. После этого огороженная территория заполнится грязью и гниющей растительностью. Чтобы корни не заболачивались, важно было, чтобы засыпка подняла участок чинампы выше уровня озера.

При строительстве следующего участка, который будет параллелен первому, между этими двумя участками чинампы будет оставлен узкий канал для прохода каноэ. Со временем озеро превратилось в каналы и острова, причем каналы, окружающие участки чинампа, создавали иллюзию, что эти сельскохозяйственные угодья плавают на воде, отсюда и ошибочное название «плавучих садов».

Фермер собирает урожай на чинампе

Фермер собирает урожай на чинампе


Для дальнейшей стабилизации этих земельных участков по периметру были посажены ивы. Это связано с густой корневой системой, которая со временем закрепила подпорные стенки конструкции и уменьшила воздействие эрозии.

На тщательно спланированных участках процветали разнообразные культуры, в том числе кукуруза, фасоль, перец чили, тыква, помидоры и съедобная зелень. Яркие цветы, необходимые для религиозных праздников, также украшали поля. Стратегическое использование посевных грядок способствовало обеспечению бесперебойного цикла посадки и сбора урожая, оптимизируя производительность сельского хозяйства. В каналах также обитало здоровое поголовье рыбы и птиц, что создавало дополнительный источник пищи.

Иллюстрация, изображающая плавучие сады, известные как чинампас

Иллюстрация, изображающая плавучие сады,
известные как чинампас


☘️ Ацтекская инженерия и её управление
водными ресурсами

Чтобы обеспечить хороший урожай чинампас в течение всего года, жизненно важно было хорошо контролировать подачу воды. В сезон дождей наводнение могло стать проблемой. Поэтому для решения этой проблемы была создана сложная дренажная система, включающая плотины, шлюзы и каналы.

Такое управление подачей воды является еще одним свидетельством хорошо организованного сельскохозяйственного проекта Империи ацтеков. Однако в засушливый сезон влажность приходилось поддерживать, и это делалось вручную, доставляя воду в контейнерах из каналов к растениям на участках чинампа.

Древние ацтекские плавучие сады,
которые кормили 200 000 человек,
разрушенные испанцами в 1519 году,
назывались Чинампас



Что касается удобрений , то ацтеки использовали человеческие экскременты, собранные на каноэ из города Теночтитлан. Используя человеческие экскременты для удобрения посевов, ацтеки также смогли создать более здоровую среду обитания, поскольку городские сточные воды также очищались. Утверждалось даже, что город в Мексике однажды попытался создать систему очистки сточных вод, которая функционировала бы по принципу ацтекской системы чинампа.

Что самое интересное в чинампах, так это человеческая активность. Хотя ацтеки могут показаться кровожадной расой, их способность использовать ландшафт в своих интересах показывает человеческую изобретательность и изощренность.

Кроме того, организация программы строительства чинампы и управление ее водоснабжением Империей ацтеков является еще одним свидетельством высокоразвитого общества, которого достигли ацтекские народы.

Сочимилько является домом для некоторых из последних сохранившихся чинамп

Сочимилько является домом для некоторых
из последних сохранившихся чинамп


Хотя это трудно представить, рассматривая городской пейзаж современного Мехико, когда-то эта территория была покрыта озерами и болотами. С течением времени некогда процветающее озеро, ставшее свидетелем гениального создания чинампас, было осушено, а на его месте началась городская застройка.

Сочимилько на юге Мехико представляет собой туристическую достопримечательность, всего лишь пережиток обширной системы водного транспорта и искусственных островов. Туристы теперь пересекают его каналы на трахунерах — красочных лодках, напоминающих гондолы. Сочимилько, признанный объектом Всемирного наследия в 1987 году, изо всех сил пытается сохранить свою историю и традиции в условиях загрязнения, разрушения и вторжения поселений. Сегодня сохранилось лишь около 3000 чинампас , что является сокращающимся свидетельством угасающей культуры, поддерживаемой горсткой тех, кто поддерживает традиции среди проблем современности.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«The Chinampas: The Ingenious Aztec “Floating” Farms of Mexico»