Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Саргон Аккадский: знакомые и легендарные рассказы о знаменитом месопотамском царе

Современное изображение Саргона Аккадского

Современное изображение Саргона Аккадского


В 2334 г. до н.э. царь Аккада Саргон основал одну из величайших империй мира. Из скромных корней он создал Золотой век в Месопотамии. Героические эпосы повествуют о сильном лидере. Саргон Великий завоевал земли в южной Месопотамии, Сирии, Анатолии и Эламе (западный Иран), а затем применил новаторскую тактику, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование своей империи.


Саргон Аккадский

Бронзовая голова царя древнеаккадской династии, скорее всего, представляющая либо Нарам-Сина, либо Саргона Аккадского. Найден в Ниневии (ныне Ирак). В Национальном музее Ирака, Багдад.


🌴🌞 Корзины и речное путешествие младенца –
кем был Саргон Аккадский?

Говорят, что имя Саргон было библейским переводом аккадского имени «Сарру-кину», которое можно перевести на английский как «Истинный царь». Считается, что Саргон правил с 2334 по 2279 год до нашей эры.

Мало что известно о реальной жизни Саргона, и большая часть его истории составлена ​​из легенд; его детская история, например, напоминает историю библейского Моисея в том, что их обоих поместили в тростниковые корзины и оставили плыть по реке. В то время как младенец Моисей плыл по Нилу, Саргон плыл по Евфрату.

Биологический отец Саргона остается загадкой, а его мать, как говорят, была храмовой жрицей или, возможно, священной проституткой Иштар. Так или иначе, будущего основателя Аккадской империи обнаружил садовник на службе у Ур-Забабы, царя Киша.

Легенда о Саргоне

«Легенда о Саргоне (Богиня Иштар является Саргону)»
художника Эдвина Дж. Притти


Вот что Саргон написал в своей автобиографии об этом опыте:

«Саргон, могущественный царь, царь Агаде — это я.
Моя мать была подменышем, отца я не знал.
Брат (ы) моего отца любил холмы.
Мой город — Азупирану, расположенный на берегу Евфрата.
Зачала меня мать-подменыш, тайно родила меня.
Посадила меня в корзинку с камышом, битумом мне крышку залепила.
Она бросила меня в реку, которая поднялась не (над) мной.
Река подхватила меня и отнесла к Акки, источнику воды.
Акки, выдвижной ящик с водой, поднял меня, когда он окунул свой е[в]ер.
Акки, водонос, [взял меня] как своего сына (и) воспитал меня.
Акки, водонос, назначил меня своим садовником.
Пока я был садовником, Иштар подарила мне (свою) любовь […]»

В конце концов Саргон стал виночерпием Ур-Забабы. По неизвестным причинам царь почувствовал угрозу со стороны Саргона и попытался избавиться от него. Ур-Забаба подумал, что нашел хороший способ сделать это, когда Лугал-заге-си, шумерский царь Уммы, пришел завоевать Киш. Ур-Забаба послал Саргона доставить царю глиняную табличку, якобы с посланием с просьбой о мире. Однако он не знал, что эта табличка действительно содержала сообщение с просьбой к Лугал-заге-си убить Саргона. Заговор был сорван, хотя неясно, как, и вместо этого Лугал-заге-си попросил Саргона присоединиться к его военной кампании против города.

Саргон

Саргон должен был доставить царю Урука глиняную табличку


Вместе они завоевали Киш, и Ур-Забаба был свергнут. Но вскоре Саргон и Лугал-заге-си стали врагами. В некоторых версиях этой истории даже говорится, что у Саргона был роман с женой Лугал-заге-си. Саргон захватил Урук у Лугал-заге-си, а затем победил его в битве при Кише.

Чтобы усугубить рану, он обвязал веревку вокруг шеи своего врага, а затем отвел его в Ниппур . Там он заставил Лугаль-заге-си унизиться и показать слабость своего бога-покровителя Энлиля, пройдя через ворота Энлиля. Собственным божеством-покровителем Саргона была Иштар. Таким образом, этот поступок также провозгласил силу его любимой богини.

Саргон Аккадский захватил Урук и Киш неизвестным образом

Саргон Аккадский захватил Урук и Киш неизвестным образом


🔵 Эффективная и расширяющаяся империя

Большая часть Шумера (южная Месопотамия) находилась под контролем Урука, и поражение Лугал-заге-си означало, что Саргон стал теперь новым правителем области, с которой он мог начинать военные походы и расширять свою империю. Но Саргон думал не только о битвах, он также стремился сохранить земли под своим контролем. Чтобы добиться этого, Саргон в числе прочего создал эффективную бюрократию. Это было достигнуто путем размещения людей, которым он доверял, в каждом шумерском городе, чтобы они правили от его имени.

Тем временем Саргон продолжал расширять свою империю. На востоке Саргон пошел войной и победил эламитов, населявших то, что сегодня является западной и юго-западной частью Ирана. На западе Саргон также завоевал части Сирии и Анатолии.

Саргон Великий

Саргон Великий


Именно из текста, известного как «Эпос о короле битвы», мы слышим о кампании Саргона в Анатолии, которая была проведена по просьбе его торговцев защитить их от царя Пуршаанды (место, которое еще предстоит идентифицировать). В тексте также говорится, что Саргон пересек Средиземное море и оказался на Кипре .

Сам Саргон якобы писал о своей военной доблести, заявляя:

«В старости моей 55 лет все земли восстали против меня, и они осадили меня в Агаде, но у старого льва еще были зубы и когти, я вышел на битву и победил их: я опрокинул их и истребил их огромное войско. Теперь любой король, который хочет называть себя равным мне, куда бы я ни пошел, пусть идет!»

🔵 Чем наиболее известен Саргон?
Его наследие

Одним из последствий завоеваний Саргона стало облегчение торговли. Саргон контролировал кедровые леса Ливана и серебряные рудники Анатолии, которые давали ему ценное сырье.  Они использовались для торговли в цивилизации долины Инда, а также в цивилизациях Омана и Персидского залива.

Однако это было не единственным наследием Саргона. Короля также помнят как человека, который создал общество, в котором были защищены слабые. Рассказывают, что во время его правления в Шумере никому не приходилось просить подаяния, а вдовы и сироты были защищены. Но бунты также были обычным явлением во время правления короля, и, как он сам сказал, его враги столкнулись со «львом с зубами и когтями». Саргон Великий не обязательно был скромным героем, который обрел силу, чтобы спасти свой народ, хотя его империя считалась золотым веком для людей по сравнению с тем, что было после него.

Изображение Саргона Аккадского

Современное изображение Саргона Аккадского,
разговаривающего с одним из своих подданных.


Говорят, что Саргон умер естественной смертью, и ему наследовал его сын Римуш. Империя, которую он основал, просуществовала около полутора веков, но пришел конец, когда она была вытеснена шумерской династией Гутиев в 22 веке до нашей эры.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«Sargon of Akkad: Familiar and Legendary Tales of a Famous Mesopotamian King»