«Мученик фанатизма» |
Испанская инквизиция, одна из самых противоречивых организаций в истории, была плохо понята широкой публикой. Этот период религиозных преследований, имевший место между 1478 и 1834 годами, исторически был окутан мифами и заблуждениями. Ибо, вопреки распространенному мнению, эта организация не была ни средневековой, ни исключительно испанской по своей природе.
Погрузка на корабль морисков в Валенсии, Pere Oromig. |
Обращение с маврами во время испанской инквизиции
Однако политика в отношении мавританского сообщества отличалась от той, которая проводилась в отношении евреев. Мавры, составлявшие значительную часть знати как в Валенсии, так и в Арагоне, представляли собой серьезную проблему для испанской инквизиции, поскольку преследование их означало бы идти против экономических интересов правящих классов. Тем временем в Гранаде испанская инквизиция опасалась разжигания восстания в то время, когда турки господствовали в Средиземноморье.
Напряженность достигла точки кипения во время правления Филиппа II в середине 16 века, в результате чего ранее мирная христианизация мавров превратилась в насилие с жестоким подавлением восстания Альпухаррас. Казни и депортации мавров резко возросли, и мавры стали основной целью преследований во время испанской инквизиции, как задокументировано известным историком Генри Каменом.
«С 1570-х годов в Арагоне и Валенсии мавры составляли основную часть преследований инквизиции, — объяснил Камен. «В суде самой Гранады мавры представляли 82% обвиняемых между 1560 и 1571 годами».
Изгнание мавров, Габриэль Пуч Рода |
Изгнание мавров из Испании
9 апреля 1609 года Филипп III издал решительный указ об изгнании всех морисков , вызвавших потрясение по всему королевству. Это смелое решение было реализовано поэтапно между 1609 и 1613 годами, начиная с мавров в Королевстве Валенсия, а затем распространившись на Андалусию, Эстремадуру, Кастилию, Арагон и Мурсию . В целом около 300 000 мавров были вынуждены покинуть свои дома, при этом Валенсия и Арагон потеряли соответственно треть и шестую часть своего населения.Причины этого исторического решения были многочисленны и сложны, но основная причина была ясна. Несмотря на более чем 50 лет насильственного обращения в христианство, мавританская община по-прежнему отказывалась интегрироваться с остальным населением. Восстание в Альпухаррасе только подогрело подозрения, и из-за рецессии, вызванной сокращением ресурсов, поступающих из Америки, христианское население стало негодовать на богатых мавров.
Вымышленное изображение предполагаемой инквизиционной камеры пыток во времена испанской инквизиции. |
Распространение мрачной легенды испанской инквизиции
В конце 16 века испанские политические изгнанники, такие как Гонсалес Монтано и печально известный Антонио Перес, бывший секретарь Филиппа II, разожгли пламя Черной легенды. Европейские СМИ упивались нашумевшей антииспанской пропагандой. Испанский ученый Генри Камен объяснил распространение этой клеветы ожесточенным морским соперничеством Испании с Великобританией и Францией, а также желанием Нидерландов и северной Италии положить конец политическому господству Испании. В 18 веке запоминающиеся гравюры французского художника Бернара Пикара изображали инквизиционные пытки и вызывали возмущение по всей Европе, хотя они отображали лишь часть террора, происходящего на Пиренейском полуострове.Методы пыток, использовавшиеся испанской инквизицией, были более чем жестокими и предназначались для причинения сильной физической боли обвиняемым с целью получения признательных показаний. Хотя признание избавило обвиняемого от смертной казни в случае ереси, инквизиция остается темной главой в испанской истории.
Мусульмане, о которых забыли в Испании -
Изгнание морисков
Пытки и наказания во время испанской инквизиции
Испанская инквизиция была печально известна своими жестокими методами пыток, которые включали в себя шкив, ткань и дыбу. Шкив был методом пыток, при котором обвиняемых жертв подвешивали к потолку за запястья и придавливали гирей к лодыжкам. Это могло вызвать сильную боль или даже вывих, так как они внезапно поднимались и опускались.Также известная как пытка водой , ткань заключалась в том, что жертву привязывали к наклонной лестнице так, чтобы ее голова была ниже ног, и заставляли ее глотать воду, вылитую из кувшина. Это создавало впечатление тонущего. Это можно было повторить с восемью ведрами воды. Между тем, дыба была жестоким методом пыток, при котором запястья и лодыжки жертвы связывались и скручивались все туже и туже с помощью рычага.
На самом деле испанская инквизиция применяла пытки реже, чем другие современные европейские суды. Испанские ученые, такие как Генри Чарльз Ли и Генри Камен, использовали четкие статистические данные, чтобы подтвердить, что пытки применялись только в 1% или 2% случаев в самые трудные времена испанской инквизиции до 1530 года и только в самых загруженных судах.
Эпоха Просвещения 18 века увековечила испанскую «черную легенду», и Хуан Антонио Льоренте, бывший секретарь Священной канцелярии в Мадриде, стал одним из самых выдающихся ее распространителей. В своей работе «Критическая история испанской инквизиции» Льоренте пролил свет на некоторые важные элементы, хотя и наряду со статистическими неточностями.
Печально известная Черная легенда инквизиции уже давно связана со случаями пыток и издевательств, а также с обогащением суда за счет конфискации обвиняемых. Хотя это правда, что активы были конфискованы для покрытия расходов на арест и судебное разбирательство, ученые Рамон Каранде и Фернан Бродель утверждали, что Священная канцелярия никогда не работала как бизнес. Они признали случаи жестокого обращения с новообращенными евреями между 1480 и 1725 годами.
Портрет Антонио Понца бывшего секретаря Филиппа II Антонио Переса, который способствовал распространению Черной легенды об испанской инквизиции в Англии и Франции. |
Факты и вымыслы в статистике испанской инквизиции
Испанская инквизиция окутана неправильными представлениями о количестве жертв, которые она вызвала. Однако важно отметить, что казнь за ересь была не единственной формой наказания во времена инквизиции. Тюремное заключение, штрафы и другие наказания также были обычным явлением, не говоря уже о длительной стигме, с которой сталкивались семьи обвиняемых. Вот почему концепция «чистоты крови» или отсутствия еврейского или мавританского наследия так высоко ценилась в Испании в 17 веке.Первые статистические данные о жертвах испанской инквизиции поступили от Пульгара, Паленсии и Бернальдеса, которые утверждали, что между 1481 и 1488 годами в Андалусии было казнено около 2000 человек — в основном крещеные евреи, отрекшиеся от своей новой веры. Эти цифры с тех пор были опровергнуты. Позже, в 19 веке, утверждение Х. А. Льоренте о том, что 9,2% обвиняемых в колдовстве были казнены во время испанской инквизиции, также оказалось ложным.
««Трибунал инквизиции», изображенный Франсиско де Гойя |
В 1986 году эксперты Контрерас и Хеннингсен опубликовали результаты исследования 50 000 инквизиционных дел с 1540 по 1700 год — время значительного влияния испанской инквизиции . Они пришли к выводу, что только 1,9% подсудимых были приговорены к смертной казни колом. Между тем Эсканделл утверждал, что с 1478 по 1834 год (восстановление и в конечном итоге упразднение инквизиции) только 1,2% обвиняемых были приговорены судами к смертной казни.
Хотя многие историки согласны с тем, что испанская инквизиция была одним из самых мрачных периодов в истории Испании, длившимся с конца 15 века до начала 19 века, также важно отметить, что используемые методы не были исключительно жестокими или нетерпимыми для своей эпохи.
Фактически они были сопоставимы с теми, которые использовались судами в других европейских странах, таких как Германия, Италия, Португалия, Англия или Франция. Инквизицию также нельзя обвинить в предполагаемой «культурной отсталости» Испании в 16-17 веках. Действительно, многие ученые назвали этот период золотым веком испанской культуры.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Mariló TA,
«The Spanish Inquisition: The Truth behind the Dark Legend (Part 2)»
По теме:
- Испанская инквизиция: правда о мрачной легенде (часть I)