Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Демистификация знаменитого свирепого золотого шлема Кофофенешть

Демистификация знаменитого свирепого золотого шлема Кофофенешть

Слева: вид спереди на шлем Кофофенешти. Справа: вид сбоку на мифологических существ на шлеме.

Источник: Слева: Национальный музей истории Румынии, GFDL . Справа: © Radu Oltean.


В 1929 году маленький ребенок обнаружил замысловатый золотой шлем в деревне Пояна Коцофенешть в Румынии. Археологи определили, что это была случайная находка группы фракийских племен, существовавших в конце железного века. Эти племена были известны своей свирепостью и боевыми навыками, а также металлообработкой. Эти два навыка шли рука об руку с потребностью в защитной броне во время битвы. Золотой шлем Коцофенешть является ярким примером фракийского мастерства и мастерства.

Открытие всей жизни маленького мальчика

После того, как Траян Симион, маленький мальчик, уроженец этого региона, обнаружил Шлем Коцофенешть, эксперты взяли шлем для тщательного анализа. Они определили, что шлем весил почти килограмм и на удивление хорошо сохранился для своего возраста. Учитывая, что он, вероятно, принадлежал одному из многих фракийских племен, по их оценкам, он был сделан где-то около 400 г. до н.э. Рассмотрев детали шлема, они определили, что он, должно быть, принадлежал гето-дакскому племени. Они были известны дизайном, включающим треугольники, спирали, полосы и розетки, которые отображались в нескольких местах на шлеме.

Эксперты, проанализировав Шлем Кофофенешть, поняли, что это не обычный защитный головной убор. Вместо того, чтобы делать шлем для чистой защиты, стало ясно, что производитель разработал шлем как нечто особенное. Шлем демонстрирует несколько подробных изображений и рисунков, которые позволяют предположить, что это был специально созданный предмет для интересующего человека. Археологи определили, что предмет, вероятно, принадлежал королю гето-дакского племени, если не другому дворянину из родственного племени. Те, у кого большие мечты, верят, что этот шлем на самом деле является священным шлемом Залмоксиса , божественного существа, которому поклоняются гето-даки. Однако доказательств этой гипотезы мало.

Археологический набросок мифологических сцен на Золотом шлеме Котофенешть 1930-х годов.

Археологический набросок мифологических сцен
на Золотом шлеме Котофенешть 1930-х годов


Кому бы ни принадлежал Шлем Кофофенешти, он отлично позаботился о нем, учитывая почти идеальное состояние, в котором он был найден. За исключением отсутствующего верха, остальная часть шлема практически не повреждена. Каждое из изображений, изображенных на шлеме, четкое и легко интерпретируемое. Такая находка имела большое значение для местных археологов, поскольку время часто не так бережно относится к деталям таких древних предметов. К счастью, металлы, использованные для изготовления уникального золотого шлема, оказались достаточно прочными, чтобы выдержать испытание временем.

Апотропные глаза, жертвоприношения
барана и потомки сфинкса

Большая часть Шлема Кофофенешти покрыта большими шипами вокруг головы. Поперек лба золотого шлема два тщательно вырезанных апотропных глаза, которые, как полагали, защищали от злой магии , такой как сглаз . Вокруг основания шлема множество детализированных сцен. Каждая из этих сцен имеет свою собственную интерпретацию, хотя археологи признают, что у них, вероятно, была контекстуальная подоплека, которая сегодня может быть не совсем ясна.

Шлем Коцофенешти

Считалось, что стилизованные глаза
Шлема Коцофенешти защищают от злой магии


На щеках Шлема Кофофенешти изображено жертвоприношение животных. В частности, мужчина приносит в жертву барана, перерезая ему горло маленьким ножом. Некоторые связывают это с Митраическими Мистериями, культовой религией, посвященной богу Митре. Самая популярная сцена религии была в том, что Митра убивает быка так же, как человек, убивающий барана на шлеме. В некоторых интерпретациях утверждается, что владелец шлема мог аналогичным образом принести в жертву барана, в результате чего на его шлеме появилось изображение.

Вид сбоку на Шлем Кофофенешти с изображением жертвоприношения барана

Вид сбоку на Шлем Кофофенешти с изображением жертвоприношения барана


На шее Шлема Кофофенешти изображены два прожорливых зверя, что является распространенным мотивом в ассирийском искусстве . Историки смогли проследить распространение этого мотива во времени, используя аналогичные артефакты, на которых были изображены эти звери. Выше это сцена с тремя незнакомыми крылатыми существами. У этих существ человеческие лица и руки, но вдобавок к крыльям хвосты, как у животных. Считается, что эти существа являются потомками сфинксов .

Верх шлема был поврежден через некоторое время после его создания, в результате чего осталась огромная щель, обнажающая внутреннюю часть шлема. Графические дизайнеры реконструировали шлем в цифровом виде без повреждений, чтобы получить полное представление о шлеме в расцвете сил. Полный анализ очаровательного золотого шлема показал, что создатели были вдохновлены несколькими художественными стилями региона. Хотя они использовали многие типичные гето-дакийские элементы, они также использовали иранские и греческие темы в подробных сценах и апотропных глазах.

Шлем Кофофенешти, 4 век до н.э.

Шлем Кофофенешти 4 века до н.э. в какой-то момент был поврежден, и теперь отсутствует вся верхняя часть. Графическая реконструкция показывает, как это выглядело.

Заблуждение поп-культуры

олотой шлем Кофофенешть — лишь один из многих исторических артефактов, которые нашли свое применение в современном кино и на телевидении. Популярная культура много раз упоминала этот стиль шлема, но его первое изображение было в фильме 1966 года «Даки » . В фильме король Децебал носит на голове неправильную версию Шлема Кофофенешти в нескольких сценах. У опорного шлема плоская вершина, а не закругленная куполообразная вершина, которая распространяет дезинформацию о предмете. Шлемы аналогичной конструкции с плоским верхом в конечном итоге использовались в более поздних средствах массовой информации, включая комиксы. Действие этого фильма также происходило почти через 500 лет после создания настоящего шлема, что делает его исторически неточным.

Княжеский шлем из Коцофенешть,
середина. 5 в. до н.э.,
Собрание Национального музея истории Румынии.


Сегодня знаменитый золотой шлем Кофофенешть находится в Национальном историческом музее Румынии в Бухаресте. Посетители этого района могут сами увидеть это произведение вместе с остальной частью своей коллекции древних фракийских артефактов. Если вы когда-нибудь окажетесь в Бухаресте, не стесняйтесь зайти и увидеть это своими глазами. Просто постарайся не смотреть ему в глаза.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Lex Leigh,
«Demystifying the Famous, Fierce, Golden Helmet of Coțofenești»