Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Мрачные зарисовки и истории из подземного мира в греческой мифологии

Харон на реке Стикс в греческом подземном мире

Харон на реке Стикс в греческом подземном мире


Одна из самых захватывающих концепций греческой мифологии — это подземный мир. Греческий подземный мир — одно из трех царств, составляющих космос. Считалось, что после смерти душа человека покидает его тело и уходит в подземный мир, оставляя тело позади.

Помимо мертвых, подземный мир также был домом Аида, известного как бог подземного мира. Но какое отношение он имел к мертвым и на что был похож для них подземный мир? Были ли какие-либо другие греческие мифы в значительной степени основаны на таком темном и таинственном месте?

Взгляд в подземный мир

В греческой мифологии есть несколько описаний подземного мира . В этих текстах подземный мир описывается как темный и лишенный солнечного света. Он также расположен где-то на периферии Земли, либо на краю океана, либо где-то внутри Земли. Хотя существует множество физических описаний этого места, обычно считается, что подземный мир — это невидимое царство, которое нельзя легко увидеть или получить к нему доступ.

Помимо тьмы , вода также играет важную роль в подземном мире. Подземный мир наполнен множеством рек, включая Ахерон , Стикс , Пирифлегетон, Коцит, Лету и Океан. Наиболее распространенной из них является река Стикс, река, на которой боги приносят клятвы. Это единственная река в подземном мире, упомянутая в « Илиаде» Гомера, и позже она описывается как река, по которой мертвые попадают в подземный мир. В некоторых текстах она упоминается как «река ненависти».

У других рек также есть свои особые темы. Ахерон известен как «река страданий» и иногда используется вместо Стикса как реки, по которой приносят мертвых. Многие некромантские ритуалы происходят на Ахероне, и в некоторых случаях его описывают как озеро, а не как реку. В Ахерон впадает Пирифлегетон, река пылающего огня. Платон утверждает, что Пирифлегетон ведет проклятых в Тартар , бездну мучений.

Река Коцит играет ту же роль, что и Пирифлегетон. Известная как «река плача», Коцит описывается Платоном как ответвление Стикса, впадающее в Ахерон и конкретно связанное с ведением убийц в Тартар. Лета известна как «река забвения», а Океан известен как «река, окружающая мир». Хотя Лета упоминается нечасто, Океан известен как граница между землей живых и страной мертвых.

В дополнение к мрачному физическому устройству греческого подземного мира, подземный мир также был свободен от земного времени. В подземном мире само время считалось по существу замороженным, где ничего не меняется и не развивается. Хотя мертвые и живущие там боги имеют общее представление о прошлом и будущем, они не следят за временем так, как живые следят за часами и календарями. Из-за этого понятно, что живые люди, желающие посетить подземный мир, должны быть способны замораживать время для этого.

Харон, перевозчик

Темное путешествие в подземный мир в греческой мифологии
часто возглавлял Харон, перевозчик

Путешествие мертвых в подземном мире Греции

В греческой мифологии существует множество различных описаний входа мертвых в подземный мир, но наиболее распространено это с помощью Харона . Харон — перевозчик Аида, который переправит мертвых через реку Стикс в преисподнюю. Эта история, в частности, настолько известна, что ее можно найти на некоторых древних артефактах, связанных со смертью, таких как погребальные вазы. В некоторых историях утверждается, что, хотя мертвые всегда отделены от своих тел, их души не могут быть унесены Хароном в подземный мир, пока они не будут должным образом похоронены.

Души на берегу Ахерона

Души на берегу Ахерона,
1898 г., картина Адольфа Хиреми-Хиршля


Оказавшись в подземном мире, души умерших описываются как «невещественные». Они полностью неспособны к взаимодействию с живым миром и безразличны к своему окружению. В преступном мире также нет социальных позиций, поэтому все души в конечном итоге равны. Однако они не изменились ни физически, ни мысленно по сравнению со своей личностью на Земле. Мертвые не могут стареть или умственно развиваться. Ребенок, например, останется наивным ребенком в греческом подземном мире и никогда не вырастет ни в размерах, ни в интеллекте.

Души в подземном мире в греческой мифологии в конечном счете бесполезны. Хотя они существуют вечно, они часто мало что делают, кроме как проводят время, играя в игры друг с другом и взаимодействуя с любыми предметами, оставленными на их могилах. В некоторых текстах мертвые могут использовать любые предметы, оставленные на их могиле, поскольку они переносятся в подземный мир. Эти подарки часто включают игры, одежду и еду. В некоторых текстах даже утверждается, что мертвые способны вступать в брак и вступать в интимные отношения, хотя, конечно, они не могут производить детей.

Интересно, что мертвые могли делать все это в греческом подземном мире, но не могли самостоятельно оставаться в сознании и настороже. Согласно «Одиссее» Гомера, кровавые жертвы необходимы для оживления мертвых, поскольку они не могут оставаться своими истинными «я» без «сущности жизни». Для этих жертвоприношений часто использовались животные, а не люди.

Тех, кто считался нечестивым во время своего пребывания на земле, отправляли в Тартар, чтобы подвергнуть пыткам в качестве формы божественного наказания. Большинство этих преступлений связаны с убийствами и жадностью, хотя Зевс однажды бросил Титанов в Тартар после победы над ними. Среди этих титанов был собственный отец Зевса и Аида, Кронос. Согласно Гомеру, Кронос максимально использовал свое наказание и позже стал царем Тартара.

Большую часть этих пыток будут выполнять Эринии, три богини, которым поручено наказывать нечестивых за их преступления на земле. Их зовут Алекто, Мегера и Тисифона. Их пытки включали безумие, голод, болезни и телесные повреждения. Многое из этого они сделали в Тартаре; однако они также были способны наложить некоторые из этих наказаний в начале живого мира в зависимости от обстоятельств.

Харон, перевозчик греческого подземного мира

Харон, перевозчик греческого подземного мира

Дом Аида, милый дом

Как упоминалось ранее, подземный мир был домом для Аида , бога подземного мира. Аида также звали Плутоном, и каждое из его имен переводилось в такие титулы, как «Невидимый», «Богатый» и «Податель богатства». Родителями Аида были Кронос (Кронос), младший из титанов, и Рея, титан и богиня плодородия. Это также сделало его братом Посейдона, Деметры, Геры, Гестии и Зевса.

Помимо Аида, подземный мир является домом для нескольких других завсегдатаев, одним из которых является жена Аида, Персефона. Персефона известна как королева подземного мира и дочь Зевса и Деметры, богини урожая.

Хотя Персефона была племянницей Аида, он соблазнил ее и похитил в подземный мир, где они поженились. Зевс дал разрешение на этот брак, а Деметра - нет, в результате чего она отказалась выращивать урожай для земли. Зевс попытался исправить это, вернув ей Персефону; однако Персефона уже съела священные зерна граната из подземного мира, навсегда связав ее там.

Другие обитатели подземного мира включают Гекату, богиню магии; Эринии, богини мести; Минос, Радамант и Эак, судьи мертвых; Харон, перевозчик мертвых; Цербер , трехголовый адский пес; Танатос, олицетворение смерти; Гипнос, олицетворение сна; Мелиноя, нимфа; Ахлис, олицетворение страдания; Стикс, богиня реки Стикс; и Еврином, демон, пожирающий плоть с тел мертвых.

В этом списке нет Гермеса , который был связан с подземным миром, но не проживает там постоянно. Гермес известен как вестник богов и вел души умерших ко входу в реку Стикс. Он передаст души умерших Харону, который затем переправит их через реку навстречу своей судьбе. Иногда его даже вызывали, чтобы помочь душе отделиться от тела, когда кто-то проходил, например, в случае болезненной или непредвиденной смерти.

Похищение Персефоны, картина Алессандро Аллори, 1570 г.

Похищение Персефоны,
картина Алессандро Аллори, 1570 г.

Не оглядывайся: Сказка об Орфее

Другая трагическая история, произошедшая в греческом подземном мире, — это история Орфея . Орфей был музыкантом, поэтом и пророком древнегреческой религии. В этой истории Орфей стал одним из немногих смертных, когда-либо выходивших в подземный мир из мира живых.

Орфей был настолько талантливым музыкантом, что мог использовать свои навыки игры на лире, чтобы убеждать других. Эти навыки были описаны как сверхъестественно хорошие, потому что они даже были способны воздействовать на богов, включая Аида и Персефону. Он решил использовать эти навыки, чтобы заколдовать стражей преисподней, чтобы пройти и найти свою жену, трагически погибшую от укуса змеи в день их свадьбы.

После того, как он использовал свою лиру, чтобы заколдовать охранников, он вошел и встретил Аида и Персефону. Он использовал свой прекрасный певческий голос, чтобы убедить их позволить ему вернуть свою жену в страну живых. Они согласились, но только при условии, что пока жена Орфея Эвридика последовала за Орфеем из подземного царства и он не оборачивался, чтобы посмотреть на нее. Достигнув входа в преисподнюю, Орфей нарушил условие и обернулся, чтобы посмотреть на жену. Затем Эвридика снова исчезла в подземном мире, чтобы никогда не вернуться в страну живых.

Орфею не разрешили вернуться в подземный мир во второй раз, чтобы попытаться вернуть ее. Опустошенный, он вернулся в страну живых, чтобы провести остаток своих дней, играя свою музыку дикой природе в горах.

Орфей и Эвридика в греческом подземном мире

Картина Орфей и Эвридика в подземном царстве, 1652.
Репродукция картины художника Fris, Pieter (Dutch, 1627–1706)
в музее Прадо - Мадрид, столица Испании.

Греческое восприятие подземного мира

Хотя греки верили в подземный мир греческой мифологии, у них не было особенно положительного взгляда на него. Поскольку вы навсегда останетесь в подземном мире, греки не верили, что смерть действительно является концом жизни. Однако они рассматривали смерть как серьезный удар по смыслу жизни, потому что после смерти у человека больше не было бы никакой истинной личности. Их действия в подземном мире не повлияют ни на них самих, ни на мир живых; поэтому они считались бессмысленными.

Примером этой бессмысленности было награждение живых героев, а не мертвых. Греческие боги чтили бы величайших героев при жизни, чтобы почтить их действия, но не видели смысла в том, чтобы делать это после смерти, учитывая качество загробной жизни. Однако боги все еще ожидали, что греки будут уважать мертвых, почитая их могилы. Те, кто решит не уважать мертвых, пожнут суровые наказания от богов, включая отправку в Тартар, если преступление будет достаточно серьезным.

Для греков представление о душе, существующей в подземном мире после смерти, было просто представлением их предыдущей жизни на земле, а не их реальной жизнью. Из-за этого некоторые люди, такие как Гомер, считали, что лучше вообще никогда не рождаться, чтобы вам никогда не пришлось испытывать вечность бессмысленного существования. Если бы вы родились, было бы лучше умереть младенцем, чтобы у вас не было жизненного опыта, который можно было бы потерять в подземном мире.


Каким бы мрачным это ни казалось, концепция греческого подземного мира служила важной цели для греческого народа. Описанное как «загробная жизнь для живых», понимание подземного мира дало грекам что-то яркое, чего они могли когда-нибудь ожидать для своих близких и самих себя. Как дом сверхъестественных существ и место упокоения умерших, подземный мир до сих пор остается захватывающим аспектом греческой мифологии. В конце концов, преступный мир, безусловно, никогда не испытывает недостатка в уникальных историях и ситуациях.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Lex Leigh,
Уилмингтон, Северная Каролина, США «Dark Sketches & Stories from the Underworld in Greek Mythology»