Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Шарлатан - Пророк

Нострадамус

Нострадамус


Пророчества Нострадамуса были загадочными и искаженными, но они также позволяли нам видеть то, что мы хотели видеть.


Прорицатели существуют столько же, сколько записана история, а возможно, и дольше — в конце концов, знание того, что произойдет, всегда ценилось больше, чем знание того, что уже произошло. Будь то Исайя, кричащий с вершины горы, или Джим Крамер, кричащий с экрана телевизора, предсказания всегда приносили силу и известность. Но, учитывая, что большинство (если не все) этих провидцев — какой бы опыт рынка или данное Богом понимание они ни претендовали на себя — просто стреляют в темноту, не совсем ясно, что делает хорошего пророка. Зрелищность и несколько удачных догадок, конечно, но помимо этого? Это вопрос, который окружает странную и устойчивую популярность одного из самых неожиданных пророков: бывшего врача из южной Франции по имени Нострадамус.

Его имя — почти синоним катаклизма, который на протяжении столетий произносили после крупных бедствий как свидетельство того, что кто-то давно понял, что они были предопределены. Так было, например, после событий 11 сентября, когда Нострадамус совсем недавно снова оказался в центре внимания.

Сегодня зайдите в оккультный отдел любого книжного магазина, и вы обязательно найдете несколько переводов «Пророчеств », его самого известного произведения, наряду с книгами, в которых горячо обсуждаются его значение и обоснованность. Или включите Исторический канал, и вы можете поймать повторы Эффекта Нострадамуса, шоу, в котором исследуются апокалиптические пророчества на протяжении всей истории, с эпизодами, имеющими такие названия, как «Третий Антихрист?» и «План битвы при Армагеддоне». Его имя и работа проникли в наш опыт гибели и разрушения, но сам человек почти неизвестен. Чтобы получить хоть какое-то надежное представление или впечатление о нем, требуется некоторая работа.

Прежде чем начать, забудьте об Интернете. Поиск его имени в Google оставит вас в толпе теоретиков заговора, разносчиков Нью Эйдж, приверженцев, которые дают ему приторное прозвище «Ности» и доверчиво повторяют те же самые плохо переведенные строки и откровенные выдумки, которые люди всегда цитировали как «доказательство». своего предвидения. Вы найдете апокрифические пророчества, такие как то, которое предупреждает, что «две стальные птицы упадут с неба на Метрополис», или логические конторсионисты, такие как «эксперт» Нострадамуса и самозваный пророк Джон Хог, который утверждает, что начало пророчества «Когда 1999 год истекает через семь месяцев» можно сделать ссылкой на 11 сентября, если только поменять «1999» на «9-11-1» и перевести французскую септу как «сентябрь», а не «семь». Таких веб-страниц буквально миллионы, и самого человека — Мишеля де Нострдама — за всем этим шумом почти не видно.

Пир Валтасара, Рембрандт ван Рейн, ок. 1635. Национальная галерея, Лондон.

Пир Валтасара,
Рембрандт ван Рейн, ок. 1635.
Национальная галерея, Лондон.


К сожалению, авторитетные источники ненамного лучше. В статье о Нострадамусе нынешнее издание Британской энциклопедии содержит по крайней мере полдюжины основных фактических ошибок. Он неправильно называет даты: годы, когда он начал свою медицинскую практику, переехал в город Салон и начал публиковать «Пророчества », которые он ошибочно называет «Центуриями». Он также утверждает, что его книги были запрещены Римско-католической церковью, чего никогда не было.

Он хотел бы этого таким образом. Его бизнес держался в секрете, и большую часть своей жизни он провел, создавая ощущение тайны вокруг себя и своих произведений. Он утверждал, что знает ответы на все вопросы, но утверждал, что «опасность времени» требует, чтобы «такие секреты не раскрывались, кроме как в загадочных предложениях». Живя в том, что он называл «мрачной безвестностью», он постоянно вызывал споры и всегда имел столько же недоброжелателей, сколько и верующих. «Некий безмозглый и сумасшедший идиот, который кричит чепуху и публикует свои прогнозы и фантазии на улицах», — говорилось в 1558 году в Первой инвективе лорда Геркулеса-француза против Монстрадамуса.

В том же году астролог Лоран Видель в своей «Декларации о злоупотреблениях, невежестве и мятеже Мишеля Нострадамуса» проворчал, что
«если бы я хотел перечислить все невежества, ошибки и идиотизмы, которые вы вкладываете в свои произведения в течение последних четырех или пяти лет, мне понадобилась бы довольно большая книга».
Эта анонимная латинская эпиграмма того же времени, пожалуй, характеризует его наиболее кратко:
«Nostra damus cum falsa damus, nam fallere nostrum est: / Et cum falsa damus, nil nisi nostra damus. «Мы отдаем свое, когда отдаем ложное, ибо наше — быть ложным. А когда мы даем ложное, мы не даем ничего, кроме своего».
Смотреть на Нострадамуса - значит отдавать свое, и видеть то, что хочешь видеть.

Я не пытаюсь описать будущее. Я пытаюсь предотвратить это.
— Рэй Брэдбери, 1992 г.

Он родился 14 декабря 1503 года в Сен-Реми-де-Прованс, как Мишель де Нострадам. Его дед по отцовской линии был евреем, но обратился в католицизм и изменил свое имя с Ги Венгессона на Гассоне, возможно, чтобы исключить любые намеки на древнееврейское «дост». Позже Нострадамус разыгрывал загадочность своего еврейского происхождения, когда хвастался, что его «природный инстинкт» к пророчеству был «унаследован от моих предков». Позже Гасоне снова изменил свое имя на Пьер де Сент-Мари в 1455 году, а затем еще раз на Пьер де Нострадам. Позже Мишель латинизировал свою фамилию в Нострадамус в 1550 году, когда он начал писать, изменение тогда было модным способом указать на эрудицию.

Однако, когда он еще был Нострадамом, он пытался сделать себе имя первым с помощью более традиционных средств, потратив свои ранние годы на борьбу с Черной смертью, которая опустошила Европу в четырнадцатом веке и продолжала вспыхивать по всему континенту. смертельные всплески. Он рано проявил интерес к медицине и подростком поступил в Авиньонский университет в 1519 году. Однако год спустя город поразила чума, и университет закрылся, посоветовав своим студентам бежать в сельскую местность. Не приспособившись, Нострадамус стал странствующим аптекарем, странствующим по Франции, Италии и Испании. По его словам, он провел восемь лет, занимаясь «изучением природных средств в различных землях и странах, постоянно в движении, чтобы услышать и выяснить источник и происхождение растений и других природных средств, используемых в целительском искусстве».

Он снова вернулся в школу в 1529 году, на этот раз в Монпелье, но и это продлилось всего год — его быстро исключили после того, как университет узнал, по словам регистратора, что он «аптекарь и шарлатан». Аптекарей поносили по всей Европе как не более чем шарлатанов: в одной лондонской редакционной статье однажды описывалось «простой аптекарь» как «существо, которому требуется немного мозгов». Нет отрасли или предприятия, в котором человеку требуется меньше денег, чтобы основать его, чем это очень прибыльное дело: десять или двадцать фунтов, разумно вложенные, купят живицы и прилавки и столько лекарств, чтобы наполнить их, чтобы отравить весь остров. ».

Снова фармацевт, к 1531 году Нострадамус поселился в Ажене, где женился на женщине по имени Генриетта д'Анкос и стал отцом двоих детей. В эти годы он начал совершенствовать свою собственную профилактику чумы: пастилки из роз. Он сварил кипарисовые опилки, корень ириса, гвоздику, сладкий аир и алоэ, а затем добавил «триста или четыреста свернутых роз, свежих и совершенно чистых, собранных до выпадения росы». Это, казалось бы, произвольное профилактическое средство соответствовало общепринятому представлению о том, что чума распространяется «миазмами», плохим воздухом, и что лучший способ защититься от него — это сладкие запахи и ароматы. (Знаменитый клюв маски чумного доктора действительно функционировал, наполненный травами и цветочными лепестками, чтобы воздух оставался чистым.) Затем, в 1534 году, случилась катастрофа: в том же году от чумы умерли жена Нострадамуса и двое его детей.

Сама трагедия, должно быть, была достаточно тяжелой; Хуже того, аптекарь сделал свою карьеру, заявив, что может вылечить Черную смерть. Возможно, чтобы доказать, что его труды до сих пор не были напрасными, он с головой ушел в работу. Он провел следующие двенадцать лет, обучаясь у врачей и аптекарей по всей Франции, и, наконец, получил шанс на более постоянную работу в 1546 году, когда город Экс-ан-Прованс нанял его для лечения быстро распространяющейся вспышки чумы. Его более позднее описание тех событий остается довольно пугающим: чума убила такое «чрезвычайное количество обычных, едящих, пьющих людей всех возрастов», писал он, что «кладбища были так полны мертвых тел, что никто не знал о каких-либо дальнейших освящениях» земли, в которой их закапывают.

Здесь собраны некоторые из лучших произведений Нострадамуса, как фронтового репортера о катастрофе настолько тотальной, что человеческая цивилизация, казалось, полностью рухнула.
«Среди самых замечательных вещей, которые я видел, — вспоминал он, — была женщина, которая, даже когда я наносил ей визит и звал ее через окно, отвечала на то, что я говорил — все еще через окно — пока шила. сама без посторонней помощи  собственный саван, начиная с ног. И когда прибыли аларбы (так у нас в Провансе называют тех, кто увозит и хоронит больных чумой) и вошли в дом этой женщины, они нашли ее мертвой, лежащей посреди дома с незавершенным шитьем.»
Гравюра двадцатого века из «Атмосферы» Камиллы Фламмарион, 1888 г.

Средневековый миссионер, обнаруживающий точку, где встречаются небо и земля. Гравюра двадцатого века из «Атмосферы» Камиллы Фламмарион, 1888 г.


Через девять месяцев чума пошла своим естественным путем и вымерла, но Нострадамус мог претендовать на успех в ее лечении только по той причине, что он был еще жив. Этот «триумф» в Экс-ан-Провансе привел к тому, что в следующем году ему предложили аналогичную работу в Лионе и Салоне. Находясь в последнем, он встретил богатую вдову Анну Понсард, на которой женился в ноябре 1547 года. Но, хотя теперь его уважали как успешного чумного врача, он, возможно, понял, что это не сработает в качестве долгосрочной карьеры. Он вообще покинул Францию и следующие два года гастролировал по Италии. К тому времени, когда он вернулся, он начал представлять себе новую профессию.

В 1550 году Нострадамус опубликовал свой первый альманах, переключив внимание с чумы на другой источник постоянного беспокойства и спекуляций в Европе: погоду. В том же году произошло вторжение ледников в Европу, что стало известно как Малый ледниковый период, период похолодания, который имел катастрофические последствия для сельского хозяйства. Из-за неурожая из-за постоянных морозов фермеры обратились за советом к множеству дешевых одноразовых альманахов, которые тогда наводнили рынок. И хотя они предлагали полезные астрономические данные, такие как лунные циклы, они также в целом следовали традиционному птолемеевскому убеждению, что на погоду влияют звезды и планеты, и, таким образом, эволюционировали, чтобы включить в себя и астрологию. Прогнозы типа «град,

Хотя Нострадамус никогда не был должным образом подготовленным астрологом и неоднократно допускал элементарные ошибки, именно в этой области он через несколько лет стал отличиться. Его самые ранние предсказания были двусмысленными, легко забываемыми: «По всей Галлии произойдут восстания, которые будут подавлены суровым советом» или «Трупы наверху угрожают великим кровопролитием на двух концах Европы, на востоке и на западе, а в центре будет самый неопределенный страх». Они были общими, даже несмотря на предчувствие обреченности, и обычно отражают писателя, не желающего рисковать или оказаться неправым. Однако постепенно он перешел от расплывчатого к тупому; в своем альманахе 1553 года он предупреждал, что «новый Фемистокл причинит своему народу великую и несчастную досаду», и что «Великий Ганнибал в этом вопросе рискует потерпеть неудачу».

Хотя на первый взгляд изменение могло показаться незначительным, этот переход от неопределенных существительных, таких как «некоторые восстания», к конкретным, хотя и аллегорическим цифрам, сделал его пророчества менее похожими на случайные догадки и более похожими на твердые факты, которых просто еще не было. расшифровано. Его репертуар стал включать непереведенную латынь из малоизвестных стихов и историй (обычно в форме неуместных и искаженных цитат), мальапропизмы и нелогичности, абстракции и метафоры - смесь чепухи, которая, тем не менее, имела парадоксальный эффект, звуча очень специфично. Цифры сделали его пророчества менее похожими на случайные догадки и более — на твердые факты, которые просто еще не были расшифрованы.

Затем, в 1555 году, в дополнение к своему обычному альманаху, Нострадамус опубликовал первое издание «Пророчеств», организованных (примерно) в группы из ста катренов, каждое из которых называлось «Века». Не ограниченные одним годом, «Пророчества » не имели срока годности, и именно в них он оттачивал свой нарочито тупой стиль:
Те, кто хорошо себя чувствует, будут внезапно подавлены;
Из-за трех братьев мир попал в беду.
Враги захватят морской город,
Голод, огонь, кровь, чума и все беды удвоятся.
Он придет с Мон-Госсье и Авентина,
Кто предупредит армию через дыру:
Между двумя скалами будет взята добыча,
Слава о мавзолее Секста рухнет.
Трудно, читая их, не пытаться понять их смысл. Будь то Свитки Мертвого моря или «Поминки по Финнегану», существует длинная литературная история искаженного и фрагментарного поиска скрытого ясного смысла. Научный писатель и профессиональный скептик Майкл Шермер зашел так далеко, что утверждал, что с точки зрения эволюции мы запрограммированы на поиск таких скрытых значений.

«Из сенсорных данных, поступающих через органы чувств, мозг естественным образом начинает искать и находить закономерности, а затем наполняет эти закономерности смыслом», — пишет Шермер. «Мы ничего не можем с этим поделать. Наш мозг эволюционировал, чтобы соединять точки нашего мира». Регулируя отношение сигнал/шум, Нострадамус внес в свои Пророчества достаточно статики, что они могут быть всем для всех читателей, поэтическими пятнами Роршаха, деталями и размытостью.

Однако поначалу « Пророчества » плохо продавались, но к тому времени, когда он выпустил первое издание, его альманахи принесли ему коммерческий успех и известность: всего за несколько коротких лет Нострадамус сталимя в прогнозах погоды, настолько, что другие торопились печатать подделки, чтобы извлечь выгоду из его имени. Как писал в то время викарий из Провена:
«Ни один другой астролог не создал альманаха, пользующегося известностью или хождением по всему королевству Франции, кроме как под именем упомянутого Нострадамуса».
Несомненно, большая часть его успеха заключалась в его все более апокалиптическом тоне, с обещаниями «мира в беде» и «удвоения всех зол» — после многих лет тщетной борьбы с чумой он, похоже, решил, что гораздо проще рассказать о том, что произошел апокалипсис, чем пытаться бороться с ним.

Именно его альманах за 1555 год был с энтузиазмом воспринят Александром де ла Туреттом, президентом генеральных мастеров министров Франции и алхимиком-любителем. Де ла Туретт разослал несколько экземпляров, и в июле того же года Нострадамуса вызвала к себе королева Франции Екатерина Медичи.

Angelus Novus , Пауль Клее, 1920. Музей Израиля, Иерусалим

Angelus Novus , Пауль Клее, 1920.
Музей Израиля, Иерусалим


Суеверия королевы Екатерины итальянского происхождения, жены Генриха II, были хорошо известны во Франции; обычно ее посещали астрологи или их нанимали на зарплату, хотя они часто ошибались. Екатерина была не одинока в своей доверчивости, но доверчивость такой могущественной женщины привлекла немало торгашей и шарлатанов — до такой степени, что ее третий сын Генри позже раздраженно воскликнул, что ему надоело видеть, как его мать «обманывают ложные маги», которые получали от нее много денег и ничего не сделали». Теперь Нострадамус присоединился к этому длинному списку провидцев и по долгу службы посетил, чтобы узнать судьбу детей Екатерины и Генриха, за что ему было выплачено скромное вознаграждение в сто тридцать крон (сто из которых, как он горько пожаловался другу, были проведены в трудной поездке в сам Париж).

В то время его современников все же больше интересовал грядущий год, чем 1999 или 3797. Но тут случилось неожиданное. Во время праздника 30 июня 1559 года Генрих II принял участие в рыцарском поединке, во время которого произошел странный случай: его противник, Габриэль Монтгомери, сломал копье о щит Генриха, и щепка дерева попала под шлем короля, и застряла над его глазом в его мозгу. Генри мужественно перенес это, но десять дней мучился, прежде чем умер.

Теперь многие при дворе, оплакивая и ища ответов, обратились к тридцать пятому катрену в первом столетии Пророчеств:

Молодой лев превзойдет старого
На поле битвы в одиночном поединке,
Он пронзит его глаза через золотую клетку,
Две раны в одном, затем умрет мучительной смертью

Скептики могли бы возразить, что Монтгомери мог быть всего на шесть лет моложе Генри — и не совсем «молодым» — или что шлем Генри, вероятно, был сделан не из золота, или что осколок в его мозгу на самом деле не попал ему в глаз, или что никакие «флотилии» не участвовали. Но ни один из этих аргументов ни тогда, ни сейчас не имел значения для тех, кто — прежде всего для самой Екатерины — был убежден, что Нострадамус предвидел причудливую кончину короля.

После смерти мужа Кэтрин начала регулярно консультироваться с Нострадамусом и его пророчествами. Она рассказала о его предсказаниях в беседах с иностранными послами, а в 1564 году привезла своего сына, короля Карла IX, в Салон, чтобы провидец предсказал ему судьбу, которая предсказала четырнадцатилетнему правителю, что он будет «великим человеком» на войне, непревзойденный в благочестии».

Его пророчества не всегда были такими снисходительными. Он сказал Екатерине, что все четверо ее сыновей будут жить, чтобы стать королем, что звучит хорошо, пока не осознаешь, что это означает, что первые трое обречены на раннюю смерть. Далее он предсказал, что однажды вся ее линия вымрет, и кажущаяся точность прогноза давала холодное утешение, когда ее любимая дочь Элизабет умерла при родах несколько лет спустя.

В самом деле, если подсчитать предсказания Нострадамуса, то окажется, что он был наиболее точен, когда предсказывал бедствие для своего величайшего покровителя. Но жизнь Кэтрин всегда была наполнена постоянным насилием и внезапным разрушением. Если его четверостишия не могли остановить все это, она, по крайней мере, могла утешиться, зная, что этим хаосом управляет какой-то более высокий порядок: будь то звезды или в Бог.

НОстрадамус был голосом своего времени. Он говорил о войнах, голоде, падении династий и конце света, и после его смерти в 1566 году от водянки его сочинения продолжали появляться во времена подобных бедствий. Теофил де Гарансьер, его первый английский переводчик, опубликовал «Пророчества» в Лондоне в 1672 году, всего через шесть лет после того, как большая часть города была разрушена сначала чумой, а затем пожаром. В те неспокойные времена в Англии работа Нострадамуса обрела новую жизнь, успокоив тревогу британцев: когда Карлу II не удалось произвести на свет законного наследника, появилась брошюра, ложно утверждавшая, что Нострадамус предсказал, что король скоро родит сына из собственного тела.

Именно во времена великой национальной неопределенности издания и переводы его работ наиболее многочисленны: в Англии в семнадцатом веке и снова во Франции в конце восемнадцатого, когда Нострадамус рекламировался как уже предсказавший Французскую революцию. Как и в случае с его предсказаниями для Екатерины Медичи, не имело значения то, что он часто, казалось, предполагал, что все будет намного хуже — важно было ощущение, что кто-то открыл порядок в безумии, и Нострадамус лучше всего сыграл эту роль - странного обнадеживающего голоса во времена гибели. (Хотя это заверение не удержало легион революционных войск, дислоцированных в Салоне, от вскрытия его гроба и осквернения его останков — пророк был еще одним оскорблением нового атеистического государства.)

Поскольку естественный отбор работает исключительно на благо каждого существа, все телесные и умственные способности будут стремиться к совершенству.
— Чарльз Дарвин, 1859 г.

Когда несколько лет спустя Наполеон пришел к власти, с пророком снова посоветовались, и комментаторы обратились к катрену VIII.1, который начинается словами « Пау , нет , Лорон , будет больше огня, чем крови», — переставляя названия этих трех городов. на юго-западе Франции в Roy Napaulon . Таким образом, генерал Бонапарт стал первым «антихристом» в пророчествах Нострадамуса, за которым, более ста лет спустя, последовал второй, «Гистер», архаичное название реки Дунай, которое часто и мучительно расшифровывалось как смутно похожее на антихриста. Звучание Гитлера, родившегося недалеко от Дуная.

В 1921 году появилась короткая книга о Нострадамусе, изданная неким «К. Лоог», почтальон из Берлина. В нем содержалась интерпретация четверостишия III.57 («Семь раз вы увидите, как изменится британская нация, / За двести девяносто лет пропитанная кровью: / Совсем не свободная при поддержке Германии. / Овен сомневается в своем бастарнском полюсе». ), который необъяснимым образом отсчитывал 290 лет от обезглавливания Карла I в 1649 году и переводил « Франш»как «французский», а не «бесплатный». Он также использовал «бастарн» как ссылку на Украину и южную Польшу, потому что, как объяснил Лоог, бастарны были германским племенем, которое когда-то оккупировало этот регион. Сложите все это, и вы получите своего рода кровопролитие с участием Британии, Франции, Германии и Польши, произошедшее где-то в 1939 году. Интерпретация Луга была подхвачена доктором Г. Х. Критцингером в его «Тайнах солнца и души», опубликованных годом позже. , и все еще печатался к сентябрю 1939 года, когда Гитлер вторгся в Польшу. Несколько недель спустя Магда Геббельс наткнулась на отрывок в книге Критцингера и поспешила поделиться с мужем радостной новостью: триумф Третьего рейха был предопределен.

Всю ту осень министерство пропаганды Йозефа Геббельса неоднократно обсуждало способы использования пророчеств Нострадамуса с пользой, вплоть до того, что в декабре того же года вызвало Критцингера. Как позже вспоминал врач, Геббельс неоднократно спрашивал: «Есть ли у вас что-нибудь еще в том же духе?» как если бы, по выражению Критцингера, «я мог бы вытрясти из своего рукава одно интересное предсказание за другим о Великобритании и войне». Не имея возможности или не желая создать то, что хотел Геббельс, Критцингер вместо этого предложил астролога и оккультиста по имени Карл Эрнст Крафт, который в 1940 году выпустил для Геббельса брошюру под псевдонимом «Нораб» под названием « Что произойдет в ближайшем будущем?».Брошюра была напечатана более чем на полудюжине языков, включая английский, специально для распространения в зарубежных странах в качестве доказательства неминуемой победы нацистов. Интерпретации Нострадамуса Крафтом часто мучительны, предлагая «неоспоримое доказательство» того, что на Британских островах разразится «такой ужасный беспорядок», что Великобритания погрузится в Гражданскую войну.

Но Крафт был не единственным, кто утверждал, что Нострадамус был на стороне его страны. Крафту противопоставил себя живший в Лондоне оккультист Луи де Воль, который намеревался дать отпор геббельсовской астрологической войне своим собственным пророчеством. Де Воль выпустил книгу на немецком языке «Нострадамус предсказывает ход войны», который утверждал, что основан на секретном манускрипте Нострадамуса, недавно обнаруженном в Регенсбурге. Таким образом, де Воль смог сочинить свои собственные четверостишия, которые могли бы опровергнуть слова Крафта:
«Гистер [Гитлер], который одержал в своей воинственной битве больше побед, чем было ему нужно: шесть человек убьют его ночью. Обнаженный, застигнутый врасплох без доспехов, он погибает».
Де Воль был бессовестен в своих фальсификациях, но, как мог бы вам сказать викарий Провена, в этом ложном приписывании пророчества Нострадамусу не было ничего нового. Тем временем в дело вступил и Голливуд; после того, как Соединенные Штаты вступили в войну, MGM начала выпускать серию короткометражных фильмов, поднимающих боевой дух, первый из которых назывался «Так говорит Нострадамус».

Эта война пророчеств не обошлась без жертв: когда лидер нацистской партии Рудольф Гесс бежал из Германии в Шотландию в 1941 году, чтобы тайно попытаться заключить мир с британцами, его дезертирство обвинили в чрезмерном влиянии оккультистов, а Краффт был арестован и отправлен в Бухенвальд: он умер по дороге от сыпного тифа.

В последние десять лет популярность Нострадамуса вновь возросла, и его четверостишия пускают в ход, чтобы предположить, что он предвидел теракты 11 сентября и другие глобальные события. В частности, верующие работали над разгадкой этого четверостишия:
Тогда Мабус скоро умрет; придет
Человеку и зверю ужасное поражение.
Тогда вдруг увидишь месть,
Сотню, руку, жажду, голод, когда летит комета.
Если Рой Наполон был первым предвестником Апокалипсиса, а Хистер — вторым, то Мабус, по мнению нострадамистов, — третий, и они работали над тем, чтобы разгадать, кто бы это мог быть. Подозреваемые варьируются от Махмуда Аббаса до Джорджа Буша -младшего . После выборов 2008 года популярным кандидатом стал Обама, Барак из США (или, если хотите, Мишель и Барак, США). Поскольку в Интернете бесконечно продолжаются игры в угадайку, возникает сочувствие к ничем не примечательному в остальном министру военно-морского флота Рэю Мабусу, поскольку поиск его имени в Google помогает предположить, что он на самом деле Антихрист.

В том же году, когда был избран Обама, исследователи Дженнифер Уитсон и Адам Галински опубликовали исследование «восприятия иллюзорных образов», в котором испытуемым показывали узнаваемые фигуры, размытые небольшим уровнем визуальных помех, а также случайные помехи без скрытых изображений. Те, кто утверждали, что видят закономерности в случайных помехах, были людьми, которые также чувствовали большую потерю контроля над своей жизнью, предположив Уитсону и Галински, что «когда люди не могут объективно обрести чувство контроля, они попытаются получить его перцептивно». Чем более неконтролируемыми мы видим события вокруг нас, тем охотнее — и охотнее — мы будем видеть закономерности, которые могут существовать, а могут и не существовать, в поисках смысла, направляющего события.

Их исследование предполагает, что истинное значение Нострадамуса лежит не в будущем, а в настоящем. В конце концов, как указывали недоброжелатели, Пророчества никогда не использовались для предсказания будущего; они всегда цитируются постфактум как свидетельство непогрешимой точности Нострадамуса. Легенда о Нострадамусе существует не потому, что мы хотим понять, что нас ждет впереди, а потому, что мы хотим верить — отчаянно, — что за всем этим хаосом стоит какой-то предсказуемый порядок.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Colin Dickey,
«Quack Prophet»



Колин Дики — автор книг «Неизвестные: мифические монстры, встречи с пришельцами»,
«Наша одержимость необъяснимым»
и «Страна призраков: американская история в местах с привидениями»