Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Парадокс Ферми: Куда пропали внеземные цивилизации?


Парадокс уже есть утверждение внутренне противоречивое. И, казалось бы, о каких ещё проблемах после этого можно говорить? А, вот, поди ж ты. Проблем с парадоксом Ферми, заключающимся в видимом противоречии между логической необходимостью существования внеземных цивилизаций и отсутствием наблюдаемых признаков их активности, связано, минимум, две.

Во-первых, само утверждение приобретает смысл лишь в дополненном виде: внеземных цивилизаций, наблюдаемых учёными. Всем прочим наблюдать признаки существования внеземных цивилизаций не возбраняется. Уфологи то и дело видят их то в небе, то на полях пшеницы, конспирологи — в секретных правительственных ангарах, сторонники палеоконтакта — в наскальной живописи. Контактёры же так и вообще, общаются с жителями непроявленных миров посредством сварочного аппарата. Это не шутка. То есть, если диагноз позволяет, и пришельцы вам дозвонились на тостер, то о каком парадоксе речь?

Впрочем, в последние пару десятилетий тотальная видеофиксация почти всего уничтожила традиционную культуру устной городской байки. Широкая река свидетельств контакта усохла до мутного ручейка. Так что, обратимся ко второй, связанной с парадоксом Ферми, проблеме.

Гипотез, для объяснения отсутствия признаков активности инопланетных цивилизаций выдвинуто много. От адекватных, ссылающихся на несовершенство наших средств наблюдения, то диковатых, подобно «гипотезе тёмного леса», согласно которой сверхцивилизации просто прячутся друг от друга (да и нам благоразумнее не отсвечивать). Но настоящая проблема парадокса в другом: представления, на которых он был основан, устарели.

Во времена Ферми — в середине прошлого века — ситуация виделась так: вступив на технологическую стезю, цивилизация с неизбежностью экспоненциально наращивает потребление энергии и ресурсов. А значит, как максимум, сверхцивилизация будет сначала люто и бешено «светить» в радиодиапазоне, потом, когда полностью потребит энергию своей звезды — в тепловом. Потом (ведь, население тоже растёт экспоненциально) просто поглотит галактику, расселяясь от одной системы к другой. Что реализуемо, в принципе, даже в случае если релятивистские ограничения скорости окажутся непреодолимыми.

Это как максимум. Как минимум, галактические цивилизации обязаны заполнить эфир сигналами «мы здесь!» и непрерывно бомбардировать Землю исследовательскими зондами.

Данная картина представлялась очевидной и единственно возможной в эпоху технооптимизма. Но сейчас мы знаем, что экспоненциальный рост продолжается лишь до тех пор, пока он не связан с существенными издержками и проблемами. Население (в развитых странах) не растёт. Интенсивность техногенного излучения Земли — не растёт (уже!). Рост потребления энергии замедляется. Очевидно, он остановится на неком «комфортном» уровне и дальнейшее развитие будет происходить без роста энергетических затрат. И да. Повышение экономичности устройств, связанное с развитием технологий, будет приводить к тому, что излучение в радиодиапазоне в дальнейшем начнёт снижаться.

Таким образом, «максимум» отменяется. Сверхцивилизации не видны, так как излучают не больше, или меньше нашей. Они не посылают сигналы в космос, потому что им это не нужно. Все цели, достижимые таким образом, ими уже достигнуты. Сейчас мы развиваем программу SETI – зачем, собственно? Чтобы найти братьев по разуму. Интересно же. Допустим, нашли. Получается, что братья есть, а смысла далее тратить ресурсы на поиски уже нет. Уже не интересно.

То же касается и отправки зондов и пилотируемых исследовательских экспедиций к другим планетам. Когда человечество сподобится обследовать каждое из сотен тысяч тел пояса астероидов, составив точную карту его поверхности? Никогда, очевидно. Некоторое количество наиболее интересных астероидов будет исследовано, после чего экспедиции потеряют смысл, так как вся нужная информация об объектах данного типа уже собрана. А её анализ породил новые вопросы, для поиска ответов на которые, допустим, потребуется погружаться в мантию Урана . Но, опять-таки, одного ледяного гиганта. Пусть двух. Для сравнения. Но не всех подобных планет в галактике. Начиная уже с третьей — скучно станет.

С точки зрения уфологов, Земля почему-то очень интересна для инопланетян. В реальности же сверхцивилизации не будут отправлять экспедиции к Земле просто потому, что землеподобные планеты уже исследовали. Несколько штук. Везде одно и то же. Да ну их. Свои тайны космос прячет от древних технологических цивилизаций в местах крайне труднодоступных, вроде черных дыр, куда и со сверхтехнологиями не попасть без мыла. И если сверхцивилизации ищут братьев по разуму для установления контакта, то тоже — не каких попало, а только предположительно располагающих, допустим, информацией о способах пролезания в чёрные дыры.





Igor Kray