Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Что нужно знать об алхимии

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества. Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:
«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».
Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны. Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Далее – еще более туманно:
«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».
Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.

Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет:
«Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?».
Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».

Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось. Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия — «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного. Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».

Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

Clavis Artis, 17-18 вв.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.

Clavis Artis, 17-18 вв.

Clavis Artis, 17-18 вв.


Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.




Иллюстрации из рукописи Clavis Artis, 17-18 вв.


Справка

Clavis Artis - это название рукописи по алхимии, опубликованной в Германии в конце семнадцатого или начале восемнадцатого века и псевдоэпиграфикаменте, приписываемой персидскому Зороастру ( Заратустре ). Работа в трех томах среднего формата. Текст написан немецким скорописным готическим шрифтом и сопровождается многочисленными акварельными иллюстрациями с алхимическими изображениями. Есть также рисунки пером, изображающие лабораторные инструменты.

Известно несколько экземпляров рукописи, из которых только два иллюстрированы. Самый известный в библиотеке Академии Nazionale Линчеи, Рим, где он внесен в каталог как MS. Вергинелли-Рота 15, 16, 17. Другой экземпляр хранится в Триесте в Гражданской библиотеке Аттилио Ортиса, где он внесен в каталог как Ms-2-27. Другой вариант, в одном томе и без иллюстраций, можно найти в Bayerische Staatsbibliothek в Мюнхене.

Копия рукописи также находилась в библиотеке Herzogin Anna Amalia Bibliothek в Веймаре, но была уничтожена пожаром, поразившим немецкую библиотеку в 2004 году.

Внимание ученых к рукописи появилось сравнительно недавно из-за небольшого количества существующих копий и их скудного тиража. Однако со второй половины 1980-х годов некоторые из его изображений приобрели известность, поскольку появились в книгах и на веб-сайтах по алхимии.