Треть жизни мы проводим во сне и, конечно, хотим, чтобы это время стало тем, чем и должно — отдыхом для тела и разума. Но так получается не всегда — кому-то мешает бессонница, кого-то одолевают мрачные и тревожные сны. У североамериканских индейцев тоже были такие проблемы, а главное — было свое решение.
Ловушка для снов — или ловец снов — так называется индейский талисман, который помогает своему владельцу видеть только хорошие сны. Он представляет собой круг с паутиной с отверстием в центре и дополненный перьями и бусинами. Существует несколько легенд, которые проливают свет на происхождение ловца снов.
Первая легенда принадлежит племени лакота. Согласно ей, одному старейшине было дано видение – к нему в виде паука явился шаман и учитель мудрости Иктоми. Иктоми взял ивовый обруч старейшины, на котором были украшения из конского волоса и птичьих перьев, и сплел паутину, оставив в центре отверстие. Ивовый круг символизировал жизнь — от младенчества до старости, ведь в старости ты снова становишься похожим на младенца. Иктоми сказал, что идеальный круг паутины поможет всему племени лакота — он будет ловить добрые мысли и сны в свою сеть, а злые будут улетучиваться через отверстие.
Первая легенда принадлежит племени лакота. Согласно ей, одному старейшине было дано видение – к нему в виде паука явился шаман и учитель мудрости Иктоми. Иктоми взял ивовый обруч старейшины, на котором были украшения из конского волоса и птичьих перьев, и сплел паутину, оставив в центре отверстие. Ивовый круг символизировал жизнь — от младенчества до старости, ведь в старости ты снова становишься похожим на младенца. Иктоми сказал, что идеальный круг паутины поможет всему племени лакота — он будет ловить добрые мысли и сны в свою сеть, а злые будут улетучиваться через отверстие.
Другая легенда связана с тотемом племени оджибве, паучихой Асабикаши. Именно она научила женщин своего племени плести паутину, которая будет ловить все сны подряд — только хорошие сны смогут пройти по паутине и упасть на спящего, а злые запутаются и растают с рассветом. Третья легенда во многом повторяет вторую, только здесь учителем является не Асабикаши, а обычный паук, которого женщина спасла от своего сына. Именно отсюда пошло поверье, что пауков убивать нельзя. Интересно, что в легендах встречаются противоположные трактовки ловли снов — где-то ловушка задерживает злые сны, а где-то, наоборот, добрые. Тем не менее, правила изготовления ловушек очень схожи.
Для нее нужен ивовый круг, который постепенно, по часовой стрелке, оплетается суровыми натуральный нитками или оленьими жилами. Затем на оплетенном круге плетется паутина, как правило, она соединяется с кругом в восьми местах — по числу лапок паука. По центру оставляется небольшое отверстие, к которому подвешивается перышко — оно символизирует движение воздуха, само дыхание, которое, как известно, и составляет основу жизни. Главное, чтобы, изготовляя ловушку, человек думал о хорошем и хотел оградить будущего владельца ловушки от дурных мыслей и грубости жизни. Ивовый прут использовался неслучайно. Ловушки не должны были быть вечными — в этом заложен глубокий философский смысл. Ивовый прут со временем высыхал и через несколько лет ломался под напряжением нитей.
Для нее нужен ивовый круг, который постепенно, по часовой стрелке, оплетается суровыми натуральный нитками или оленьими жилами. Затем на оплетенном круге плетется паутина, как правило, она соединяется с кругом в восьми местах — по числу лапок паука. По центру оставляется небольшое отверстие, к которому подвешивается перышко — оно символизирует движение воздуха, само дыхание, которое, как известно, и составляет основу жизни. Главное, чтобы, изготовляя ловушку, человек думал о хорошем и хотел оградить будущего владельца ловушки от дурных мыслей и грубости жизни. Ивовый прут использовался неслучайно. Ловушки не должны были быть вечными — в этом заложен глубокий философский смысл. Ивовый прут со временем высыхал и через несколько лет ломался под напряжением нитей.
Считалось, что так истек очередной этап жизни человека. Перья тоже нужно было использовать особые. По одним поверьям, для мужских ловцов снов подходили только орлиные перья, орел был символом смелости. Для женских же ловушек использовались совиные перья, ведь сова символизировала мудрость. Есть и другие традиции, согласно которым на любой оберег вешались хвостовые перья галки. Для украшения ловцов снов использовались необязательные, но красивые элементы. Это могли быть затейливые узелки и бусины, которые вплетались в узор паутины и, помимо декоративной функции, несли в себе еще одну: крепче задержать мысли. На круг-основу тоже вешались перья или разные косички из конского волоса, желательно из хвоста белой кобылицы.
Это все правила для изготовления ловца снов по правилам североамериканских индейцев. Но существуют и другие подобные ловушки. Например, в фольклоре народов Сибири присутствует ловушка, которая внешне очень похожа на американского собрата. Только эта ловушка является орудием шамана, и ее запрещено использовать обычным людям. За день в сетку паутины набирались самые разные мысли и духи — и хорошие, и плохие. А ночью по длинному шнуру они спускались к шаману, нашептывая ему истину. Работа с таким ловцов подразумевала борьбу, в которой шаман должен был выйти победителем. Есть свои аналоги и в легендах Азии и Крайнего севера. Во второй половине двадцатого века ловец снов был подхвачен фанатами «паниндейского движения» и постепенно превратился в сувенир, который не несет в себе философской и ритуальной нагрузки. Зачастую их делают с явным нарушением правил — например, не оставляют в центре отверстия, которое имеет первостепенное значение для отбора снов.