Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Чужие... они уже живут среди нас

Осьмино́ги, или спру́товые (лат. Octōpoda от др.-греч. ὀϰτώ «восемь» и πούς «нога»), — самый известный отряд головоногих моллюсков.

Осьмино́ги, или спру́товые (лат. Octōpoda от др.-греч. ὀϰτώ «восемь»
и πούς «нога»), — самый известный отряд головоногих моллюсков.


В поисках инопланетян большинство людей смотрят в небо. Но если вы посмотрите вниз, вы обнаружите, что они уже живут среди нас.
У этих инопланетян, как и у нас, есть мозги, но в основном они внутри их рук, и каждая рука действует так, как будто у нее есть собственный разум. Я, конечно, говорю об осьминоге. Этот зверь с щупальцами и его родственники-головоногие моллюски, кальмары и каракатицы - одни из самых странных и самых инопланетных существ на нашей планете.


Ученым достаточно сложно проникнуть в сознание наших ближайших родственников, обезьян, не говоря уже о более отдаленных млекопитающих, таких как дельфины или слоны. Осьминоги? Забудь об этом. Наш последний общий предок с осьминогом, вероятно, был около 800 миллионов лет назад. Итак, хотя мы знаем, что они способны протискиваться сквозь отверстия размером с дюйм, открывать банки и маскироваться, нас очень интересует, как и почему у осьминога мог развиться мозг, в отличие от мозга любого другого разумного существа.

Даже размер их мозга является предметом споров: оценки колеблются от 100-500 миллионов клеток мозга, в зависимости от рассматриваемого вида и того, кого вы спрашиваете. Но все согласны с тем, что более половины из них находятся в его восьми руках. У людей, напротив, около 85 миллиардов нейронов, большинство из которых находится внутри нашего черепа.

Берегитесь, если осьминогу вы не понравитесь, он запомнит это надолго

Берегитесь, если осьминогу вы не понравитесь,
он запомнит это надолго


Каждая рука осьминога содержит около 40 миллионов рецепторов, в основном вдоль краев каждой присоски, которые осьминог использует как для прикосновения, так и для обнаружения химических веществ аналогично нашим ощущениям вкуса и запаха. Представьте, что было бы, если бы большая часть вашего тела состояла из языков, способных касаться и ощущать вкус всего мира, и вы могли бы приблизиться к пониманию жизни как осьминога.

Кроме того, кожа осьминога также усеяна хроматофорами, содержащими пигмент, которыми осьминог может управлять, чтобы изменить свой внешний вид. Аристотель заметил это тысячи лет назад, написав:
«Он ищет свою добычу, так меняя свой цвет, что он похож на цвет соседних с ним камней».
Аристотель также писал, что «осьминог - глупое существо», так что он был прав только наполовину.

У присосок осьминогов есть хеморецепторы, которые позволяют осьминогу ощущать вкус того, к чему прикасаются.

У присосок осьминогов есть хеморецепторы, которые позволяют осьминогу
ощущать вкус того, к чему прикасаются. (Science Photo Library)


Каждая рука осьминога действует так, как будто у нее есть собственный разум, со своими собственными намерениями. Ампутируйте "руку" у одного в лаборатории (осьминоги могут регенерировать потерянные конечности, поэтому эта процедура гораздо менее ужасна, чем может показаться), и она будет продолжать реагировать в течение часа. Она (рука) может уползти, если захочет. Или он может использовать присоски, чтобы удерживать предпочтительные объекты или отталкивать другие. И все же, несмотря на восемь независимо действующих рук, осьминогу как-то удается не связываться узлами. То, как ему это удается, недавно привлекло внимание нейробиолога Еврейского университета Нира Нешера и его коллег.

Они обнаружили, что присоски автоматически отвергают руки осьминога, что объясняет, как они избегают путаницы. Тем не менее, осьминоги иногда едят друг друга, а это значит, что они не всегда избегают рук осьминога. Почему? Нешер обнаружил, что осьминоги могут отличать свои собственные ампутированные руки от рук, которые были отделены от других осьминогов. Таким образом, хотя для осьминогов имеет смысл избегать цепляться за другие руки осьминога в целом, для осьминога также имеет смысл иногда игнорировать это правило, если это означает наслаждаться вкусной едой. Это также показывает, по крайней мере, базовый вид самопознания: руки осьминога можно есть, если они не ваши собственные.

Нешер также обнаружил, что, хотя их руки действуют независимо, осьминог может преодолевать более простые рефлексы своих рук, когда это необходимо. Таким образом, осьминог получает лучшее из обоих миров: руки могут выполнять большую часть своих дел самостоятельно, оставляя животное использовать процессы принятия решений более высокого уровня только при необходимости. Это чрезвычайно эффективное решение.

В некотором смысле подобным образом работают части нервной системы человека. Когда мы чувствуем болезненное ощущение, такое как острый укол булавки или пламя на пальце, мы инстинктивно отдаляемся. Этот рефлекс, который исходит от спинного мозга, позволяет нам избежать опасности еще до того, как наш мозг впервые зарегистрирует боль. Но те решения, которые руки осьминога могут принимать сами по себе, например, решения, связанные с самопознанием и сложной маскировкой, кажутся более сложными, чем простое избегание боли.

Кто же сможет  забыть осьминога Пола и его способность предсказывать победителей чемпионата мира 2010 года?

Кто же может забыть осьминога Пола и его способность
предсказывать победителей чемпионата мира 2010 года?


Помимо впечатляющих сенсорных способностей рук, головоногие моллюски обладают прекрасным зрением, способны генерировать и сохранять как краткосрочные, так и долгосрочные воспоминания и с легкостью осваивают новые задачи. Некоторые виды даже используют инструменты. Неоднократно наблюдали за дикими осьминогами, которые использовали камни, чтобы блокировать вход в свои логовища, а некоторые видели, что использовали пустую скорлупу кокосовых орехов в качестве временного убежища. В аквариумах, как известно, играют осьминоги. Осьминоги имеют базовые черты характера, демонстрируя индивидуальные различия в таких чертах, как агрессия или вовлеченность. Они могут даже научиться решать проблемы, наблюдая за другими осьминогами, и могут запоминать решения без практики в течение нескольких дней.

Иногда они обращают внимание на людей, формируя мнение о том, кто им нравится, а кто не нравится. Неразумно попадать не на ту сторону осьминога: эти обиды могут длиться на удивление долго. Писатель Сай Монтгомери рассказывает историю о Трумэне, аквариумном осьминоге, в журнале Orion Magazine:
«Используя свою воронку, сифон сбоку от головы, который использовался для струи через море, Трумэн стрелял в эту молодую женщину. всякий раз, когда у него была возможность. Позже она бросила свою волонтерскую позицию и поступила в колледж. Но когда она вернулась, чтобы навестить ее несколько месяцев спустя, Трумэн, который тем временем никого не брызгал, взглянул на нее и тут же снова замочил ее ».
Все это особенно впечатляет, учитывая, что эти животные живут всего несколько лет. Приматы, дельфины, слоны, попугаи и все остальные так называемые «умнейшие животные» могут жить десятилетиями. Логично предположить, что эволюция подтолкнула нас к развитию навыков долговременной памяти и способности формировать и сохранять репутацию других людей, поскольку способность помнить наших друзей и врагов может иметь решающее значение для выживания. Но это не относится к головоногим моллюскам, которые не являются социальными (кроме случаев спаривания) и живут такой короткой жизнью.

Тесты показали, что осьминоги обладают хорошей памятью, могут распознавать цвета и формы и могут разгадывать головоломки.

Тесты показали, что осьминоги обладают хорошей памятью, могут распознавать цвета и формы и могут разгадывать головоломки (см. Интеллектуальные способности осьминогов.)


Так как же это мягкое морское беспозвоночное развило интеллект, который может соперничать с самыми умными среди колючих животных? Эндрю Паккард, физиолог Эдинбургского университета, полагал, что это произошло потому, что головоногие беспозвоночные развивались в среде, в которой им приходилось конкурировать с рыбой за пищу и в которой они должны были избегать того, чтобы их поедали те же хищники, что и рыбы. Поскольку предков рыб и осьминогов поедали одни и те же хищники, главным из которых были ихтиозавры («дельфины мезозойских морей», - говорит Паккард), во многих отношениях они подвергались одинаковому давлению отбора. Летописи окаменелостей показывают похожие модели миграции среди головоногих моллюсков и рыб. Сначала они появились в относительно мелких прибрежных водах, переместились в более глубокие океанические моря и, в конце концов, вернулись, чтобы повторно заселить побережья.

Если Паккард прав, то интеллект инопланетного осьминога, подобный позвоночному, был результатом того, что ему пришлось выживать в мире, где доминируют позвоночные. Поведение наших собственных предков в некотором смысле непреднамеренно подтолкнуло головоногих моллюсков к созданию самих себя по нашему собственному образу. Или, как размышлял Паккард,
«это как если бы естественный отбор одобрил тех, кто занял линию:
« если вы не можете победить их, присоединяйтесь к ним »».

(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)

Источник:

By Jason G Goldman

"To look for aliens, most people peer towards the sky.
But if you look down, you'll discover they already live among us"