Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Готика Реймса

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Южный фасад

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Южный фасад


В церквях Реймса, имевших связи с французской монархией, происходил процесс обновления архитектурных традиций. Наглядный при­мер тому – собор в Реймсе, где совершались коронации и по­мазания королей Франции. Здесь, как и в Сен-Дени, к старому цент­ральному нефу был пристроен фасад и хор в новом стиле. Постройка не сохранилась до наших дней, так как еще в XIII веке на месте этого собора было возведено новое здание. В отличие от нее, церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе, несмотря на серьезные повреждения архитектуры и дизайна интерьера во время Первой мировой войны, до сих пор остается одним из самых впечатляющих образцов комбинации архитектурных стилей различных эпох, характерной для XII века и неизменным объектом интереса со стороны туристов во Франции.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Интерьер

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Интерьер


Именно в этой церкви монахи хранили священный елей, по преданию, доставленный на землю ангелами, который использовался для помазания француз­ских монархов. Кроме того, здесь находилась гробница святого Ремигия (Реми), употребившего этот «ангельский» елей при крещении Хлодвига I — короля, который благодаря миропомазанию стал осно­вателем французского королевства. Ремигий сыграл не менее важ­ную роль в развитии французской монархии, чем Дионисий.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Центральный неф, XI в., реконструирован и перекрыт сводами во второй половине XII в.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Центральный неф, XI в., реконструирован и перекрыт сводами во второй половине XII в.


Работы по реконструкции монастырской церкви начались во вто­рой половине 60-х годов XII века с обновления западного фасада. Верхняя часть фасада в сво­ем прежнем виде не сохранилась до наших дней, однако, нижние два этажа позволя­ют составить представление о том, как выглядел обновленный фасад, возведенный между двумя старыми боковыми башнями. Продвига­ясь от этих внешних башен вглубь здания, видно, что богатство декоративных мотивов постепенно возрастает, рельефы становятся все глубже и выразительнее, а свет, проникающий через окна, все ярче. Главный портал обрамлен двумя классическими колоннами, которые увенчаны более тонкими служебными колонка­ми. Этот мотив многократно повторяется и в интерьере церкви. Кро­ме того, вплотную к старым опорам центрального нефа XI века установили монолитные колонны, в результате чего новый готический свод теперь опирается на группы тонких пилястров. Таким образом, создается впечатление, будто новая церковь построена внутри гораздо более древнего здания.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Хор. Начало строительных работ (при Пьере де Селле, настоятеле аббатства) в 1161-1182 гг.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Хор. Начало строительных работ (при Пьере де Селле, настоятеле аббатства) в 1161-1182 гг.


В полностью обновленном хо­ре снова появляются мотивы центрального нефа; особенно это замет­но в широких аркадах и в высоких пролетах галереи, каждый из ко­торых разделен на две арки. Все пространство хора окружено мощными опорными столбами. На капителях этих опор возвышаются группы более тонких круглых служеб­ных колонн, элегантно соединенных с арками галереи. Трифорий, визуально связан с верхними окнами центрального нефа благодаря общему мотиву – тонким, изящным средникам, превращающим верхний ярус нефа в легкое филигранное кружево. Количест­во арок в дизайне интерьера также подчинено принципу нарастания выразительности интерьера при движении снизу вверх: в каждом пролете аркад – по одной арке, в каждом пролете галереи хора – по две арки, а в каждом пролете трифория и верхнего яруса центрального нефа – по три.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Деамбулаторий и капел¬лы хора. Начало строительных работ (при Пьере де Селле, настоятеле аббатства) в 1161-1182 гг.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Деамбулаторий и капел­лы хора. Начало строительных работ (при Пьере де Селле, настоятеле аббатства) в 1161-1182 гг.


В качестве одного из наиболее оригинальных достижений архитек­туры этой церкви следует отметить необычность связи между деамбулаторием и капеллами хора. В отличие от церкви Сен-Дени, где капеллы и обход объединены под общим сводом, в реймской церкви, капеллы, расположенные по кругу, лишь слегка касаются деамбулатория, не сливаясь с ним. Вдоль линии соприкосновения этих двух пространственных ячеек поднимаются изящные монолитные колонны (уже встречавшийся мотив), которые поддерживают отделенные друг от друга своды капелл и об­хода. С других сторон, своды капелл опираются на еще более тонкие монолитные пилястры, выступающие из стены. В результате, созда­ется впечатление, что эти своды независимы от других элементов в интерьера и перекрывают капеллы отдельными балдахинами.

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе. Аркбутаны и контрфорсы

Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Аркбутаны и контрфорсы


Снаружи, хор церкви Сен-Реми за­тмевает изысканной красотой всех своих архитектурных предшественников. Здесь, по аналогии с интерьером церкви, наблюдается рост количества и изящества декоративных элементов снизу – вверх. Обращает на себя внимание и то, что все монументальное сооружение состоит, в сущности, из одних окон, разделенных между собой лишь тонкими участ­ками стены. Стены опираются аркбутаны и контрфорсы, которые, не загораживая окон, возвышаются как памятник искусству неизвестного зодчего, обладавшего поистине изощренным чувством архитектурной гармонии.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн.
Конец XII в.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн. Конец XII в.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн.
Конец XII в.


Хор коллегиальной церкви Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн, примерно в 40 кмк юго-востоку от Реймса, демонст­рирует примечательное сходство с хором церкви Сен-Реми. Оно особен­но заметно в вертикальном разрезе и в расположении капелл. Точное хронологическое соотношение между этими двумя зданиями не установлено, однако не исключено, что церковь Сен-Реми послужи­ла образцом для Нотр-Дам-ан-Во.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн. Интерьер Конец XII в.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн.
Интерьер
Конец XII в.


Не подлежит сомнению, что сочета­ние различных стилей в архитектуре и дизайне интерьера, столь удачно примененное в Сен-Реми, обладало большой привлекательностью для строителей менее масштабной коллегиальной церкви, так как строительные ра­боты в Шалон-сюр-Марн продолжались на протяжении всего XII ве­ка, меняя планы архитекторов. Учитывая это, ус­пешно завершить строительство Нотр-Дам-ан-Во можно было, лишь позаимствовав новаторские принципы архитектуры реймской церкви, превра­тившей стилистический хаос в новый тип эстетической упоря­доченности. Кроме того, каноникам Нотр-Дам-ан-Во в то время только удалось выбраться из нужды, и они стремились утвердить свой престиж.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн. Фасад. Конец XII в.

Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн.
Фасад.
Конец XII в.


В этой связи, идея запечатлеть славную историю этой церкви в форме сочетания старого стиля с новым оказалась чрезвы­чайно своевременной. Таким образом, церковь Нотр-Дам-ан-Во следует рассматривать как обра­зец подражания тем церквям, в которых совмещение различных ар­хитектурных стилей служило задаче возрождения великого про­шлого. Помимо этого, маленькая коллегиальная церковь поставила точку в развитии раннеготического типа храмовой архитек­туры — стилистически разнородного направления, в котором новое возникало на основе рациональной переоценки старого. Церкви подобного типа возводились и позже, однако на протяжении второй половины XII века архитекторы все отчет­ливее тяготели к созданию храмов, стилистически все более и более однородных.