|
Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Южный фасад
|
В церквях Реймса, имевших связи с французской монархией, происходил процесс обновления архитектурных традиций. Наглядный пример тому – собор в Реймсе, где совершались коронации и помазания королей Франции. Здесь, как и в Сен-Дени, к старому центральному нефу был пристроен фасад и хор в новом стиле. Постройка не сохранилась до наших дней, так как еще в XIII веке на месте этого собора было возведено новое здание. В отличие от нее, церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе, несмотря на серьезные повреждения архитектуры и дизайна интерьера во время Первой мировой войны, до сих пор остается одним из самых впечатляющих образцов комбинации архитектурных стилей различных эпох, характерной для XII века и неизменным объектом интереса со стороны туристов во Франции.
|
Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Интерьер
|
Именно в этой церкви монахи хранили священный елей, по преданию, доставленный на землю ангелами, который использовался для помазания французских монархов. Кроме того, здесь находилась гробница святого Ремигия (Реми), употребившего этот «ангельский» елей при крещении Хлодвига I — короля, который благодаря миропомазанию стал основателем французского королевства. Ремигий сыграл не менее важную роль в развитии французской монархии, чем Дионисий.
Церковь
бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе
|
Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Центральный неф, XI в., реконструирован и перекрыт сводами во второй половине
XII в.
|
Работы по реконструкции монастырской церкви начались во второй половине 60-х годов XII века с обновления западного фасада. Верхняя часть фасада в своем прежнем виде не сохранилась до наших дней, однако, нижние два этажа позволяют составить представление о том, как выглядел обновленный фасад, возведенный между двумя старыми боковыми башнями. Продвигаясь от этих внешних башен вглубь здания, видно, что богатство декоративных мотивов постепенно возрастает, рельефы становятся все глубже и выразительнее, а свет, проникающий через окна, все ярче. Главный портал обрамлен двумя классическими колоннами, которые увенчаны более тонкими служебными колонками. Этот мотив многократно повторяется и в интерьере церкви. Кроме того, вплотную к старым опорам центрального нефа XI века установили монолитные колонны, в результате чего новый готический свод теперь опирается на группы тонких пилястров. Таким образом, создается впечатление, будто новая церковь построена внутри гораздо более древнего здания.
|
Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Хор. Начало строительных работ (при Пьере де Селле, настоятеле аббатства) в
1161-1182 гг.
|
В полностью обновленном хоре снова появляются мотивы центрального нефа; особенно это заметно в широких аркадах и в высоких пролетах галереи, каждый из которых разделен на две арки. Все пространство хора окружено мощными опорными столбами. На капителях этих опор возвышаются группы более тонких круглых служебных колонн, элегантно соединенных с арками галереи. Трифорий, визуально связан с верхними окнами центрального нефа благодаря общему мотиву – тонким, изящным средникам, превращающим верхний ярус нефа в легкое филигранное кружево. Количество арок в дизайне интерьера также подчинено принципу нарастания выразительности интерьера при движении снизу вверх: в каждом пролете аркад – по одной арке, в каждом пролете галереи хора – по две арки, а в каждом пролете трифория и верхнего яруса центрального нефа – по три.
|
Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Деамбулаторий и капеллы хора. Начало строительных работ (при Пьере де Селле,
настоятеле аббатства) в 1161-1182 гг.
|
В качестве одного из наиболее оригинальных достижений архитектуры этой церкви следует отметить необычность связи между деамбулаторием и капеллами хора. В отличие от церкви Сен-Дени, где капеллы и обход объединены под общим сводом, в реймской церкви, капеллы, расположенные по кругу, лишь слегка касаются деамбулатория, не сливаясь с ним. Вдоль линии соприкосновения этих двух пространственных ячеек поднимаются изящные монолитные колонны (уже встречавшийся мотив), которые поддерживают отделенные друг от друга своды капелл и обхода. С других сторон, своды капелл опираются на еще более тонкие монолитные пилястры, выступающие из стены. В результате, создается впечатление, что эти своды независимы от других элементов в интерьера и перекрывают капеллы отдельными балдахинами.
|
Церковь бенедиктинского аббатства Сен-Реми в Реймсе.
Аркбутаны и контрфорсы
|
Снаружи, хор церкви Сен-Реми затмевает изысканной красотой всех своих архитектурных предшественников. Здесь, по аналогии с интерьером церкви, наблюдается рост количества и изящества декоративных элементов снизу – вверх. Обращает на себя внимание и то, что все монументальное сооружение состоит, в сущности, из одних окон, разделенных между собой лишь тонкими участками стены. Стены опираются аркбутаны и контрфорсы, которые, не загораживая окон, возвышаются как памятник искусству неизвестного зодчего, обладавшего поистине изощренным чувством архитектурной гармонии.
Бывшая
коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн.
Конец XII в.
|
Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в
Шалон-сюр-Марн. Конец XII в.
|
Хор коллегиальной церкви Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн, примерно в 40 кмк юго-востоку от Реймса, демонстрирует примечательное сходство с хором церкви Сен-Реми. Оно особенно заметно в вертикальном разрезе и в расположении капелл. Точное хронологическое соотношение между этими двумя зданиями не установлено, однако не исключено, что церковь Сен-Реми послужила образцом для Нотр-Дам-ан-Во.
|
Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в
Шалон-сюр-Марн. Интерьер Конец XII в.
|
Не подлежит сомнению, что сочетание различных стилей в архитектуре и дизайне интерьера, столь удачно примененное в Сен-Реми, обладало большой привлекательностью для строителей менее масштабной коллегиальной церкви, так как строительные работы в Шалон-сюр-Марн продолжались на протяжении всего XII века, меняя планы архитекторов. Учитывая это, успешно завершить строительство Нотр-Дам-ан-Во можно было, лишь позаимствовав новаторские принципы архитектуры реймской церкви, превратившей стилистический хаос в новый тип эстетической упорядоченности. Кроме того, каноникам Нотр-Дам-ан-Во в то время только удалось выбраться из нужды, и они стремились утвердить свой престиж.
|
Бывшая коллегиальная церковь Нотр-Дам-ан-Во в
Шалон-сюр-Марн. Фасад. Конец XII в.
|
В этой связи, идея запечатлеть славную историю этой церкви в форме сочетания старого стиля с новым оказалась чрезвычайно своевременной. Таким образом, церковь Нотр-Дам-ан-Во следует рассматривать как образец подражания тем церквям, в которых совмещение различных архитектурных стилей служило задаче возрождения великого прошлого. Помимо этого, маленькая коллегиальная церковь поставила точку в развитии раннеготического типа храмовой архитектуры — стилистически разнородного направления, в котором новое возникало на основе рациональной переоценки старого. Церкви подобного типа возводились и позже, однако на протяжении второй половины XII века архитекторы все отчетливее тяготели к созданию храмов, стилистически все более и более однородных.