Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Киберпанк / Cyberpunk


Редко жанр точно знает день своего рождения, киберпанку в этом смысле очень повезло. Отсчет его истории начинается 1 июля 1984 года, когда на свет появился дебютный роман малоизвестного писателя Уильяма Гибсона. "Нейромант" был, конечно, далеко не первым романом, описывающим виртуальную реальность. Но именно он стал настоящей библией для целого поколения


Гибсон, будучи далеким человеком от информационных технологий, ловко сыграл на человеческом страхе перед новым. Вместо того, чтобы воспевать прогресс, фантаст изобразил общество, которое зашло в тупик, несмотря на впечатляющие достижения науки.

Именно это, на первый взгляд, неуместное соседство технологий информационной эры, с упадком цивилизации, стало отличительной чертой киберпанка. Однако, не прошло и десяти лет, как компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь, а пессимистичные прогнозы Гибсона и его единомышленников так и не сбылись.

Заявляли даже о смерти киберпанка хотя на самом деле хоронить жанр было рано. Мрачная техногенная антиутопия не утратила своей привлекательности. С книжных страниц фантастика мигрировала на экраны кинотеатров и мониторов, где не плохо чувствует себя по сей день.


 Высокоразвитый искусственный интеллект, глобальные информационные сети, виртуальное пространство, немыслимые успехи генетики, фармацевтики, биотехнологий (то, о чем мечтала фантастика 20-го века) – с одной стороны. Ничем неограниченная власть мегакорпораций, регресс социальных институтов, незащищенность отдельного человека, нищета, упадок искусства (чего всегда боялись авторы антиутопий) - с другой. Это и есть классическая атмосфера, в которой развиваются события произведений в стиле cyberpunk.


 Киберпанк – это своеобразный протест против глобального бизнеса и всеобъемлющего технического прогресса, для которых человек, с его чувствами и желаниями, – всего лишь песчинка.

Жанр cyberpunk отражает наш страх перед будущими технологическими достижениями и желание отстоять свое человеческое достоинство и личную свободу.