«Задержка вод»,
«Период шагания», «Месяц выхода Убийцы», «Малое изобилие», «Обдирание коры
лиственницы парнокопытными» и другие месяцы восьми календарей разных
народов.
Ацтекский календарь
Ацтекский солнечный земледельческий календарь называется «шиупоуалли» («счет весен»), а год в этом календаре — «шиуитль» («весна», буквально — «отравянение»). Этот календарь имел 365-дневную структуру, и тем не менее сопоставить его с григорианским можно лишь примерно.
В году шиуитль 18 месяцев по 20 дней (с двумя исключениями). Кроме того, один год от другого отделяют пять «пустых» дней, когда никакие ритуалы не производятся.
Ниппурский календарь
В IV–III тысячелетиях до н. э. в Шумере, согласно археологическим находкам, существовало несколько календарей. Но в начале II тысячелетия до н. э. один из них, а именно ниппурский календарь, был принят в качестве единого для всей Вавилонии.
Месяцы ниппурского календаря связаны с движением Солнца относительно небесного экватора и соседних с ним созвездий. Ниппурский календарь состоит из 12 месяцев, разделенных на два полугодия, называемых «жара» (1–6 месяцы) и «холод» (7–12). Кроме того, древние шумеры делили год на сезоны, похожие на современные европейские весну, лето, осень и зиму. Календарный год начинался весной. Исследователь ниппурского календаря Владимир Емельянов полагает, что событием, от которого начинался месячный счет, был разлив месопотамских рек, по аналогии с годовым циклом древних египтян.
Александрийский календарь
Древние египтяне вели отсчет года от первого гелиакического восхода звезды Сириус после летнего солнцестояния (в течение нескольких месяцев в году каждая звезда находится на дневном небе и потому невидима; гелиакический восход звезды — это первый в году момент появления этой звезды над горизонтом, который случается один раз в год, всегда на утренней заре). В древности это событие предвещало начало разлива Нила, который играл огромную роль в жизненном цикле египетской цивилизации.
С течением времени гелиакический восход Сириуса сдвигался от своей первоначальной даты, и в 26 году до н. э., во времена римского владычества, в Египте была произведена реформа календаря. В новом «александрийском» годе было 12 месяцев (совпадавших с названиями месяцев по древнеегипетскому календарю), к которым прибавлялось 5 дополнительных дней (в високосные годы — 6). Этот календарь до сих пор используют копты — египетские христиане, прямые потомки древнего населения Египта.
Календарь Великой французской революции
5 октября 1793 года Национальный конвент Франции утвердил новый календарь. Принцип членения года в нем был схож с древнеегипетским: 365=30×12+5, а названия месяцев были основаны на сезонных изменениях погоды и периодах сельскохозяйственных работ. Отсчет лет отныне начинался от 22 сентября 1792 года — первого дня республики. Календарь действовал во Франции до января 1806 года, когда его отменил Наполеон Бонапарт. В 1871 году календарь был ненадолго возрожден в Парижской коммуне.
Календарь северобайкальских эвенков
Эвенки — народ, дисперсно расселенный на обширных территориях Сибири, Дальнего Востока, а также Китая и Монголии. Из-за этого у разных эвенкийских групп может быть разный хозяйственный уклад, хотя в основе эвенкийского хозяйства всегда лежат охота и собирательство. Поэтому и календари эвенкийских групп, в основе схожие, обнаруживают заметные различия.
Календарь сымских эвенков
Сымские эвенки расселены на реке Сым, левом притоке Енисея, а также на притоках Оби, Кети и Васюгане. Помимо охоты и рыболовства занимались мясным оленеводством.
Календарь кумандинцев
Кумандинцы — тюркоязычный народ, проживающий на Северном Алтае, в 2000 году получивший статус малочисленного коренного народа РФ. Хозяйственный год кумандинцы начинают с весны. Календарь кумандинцев имеет параллели с календарями других народов Алтая.
Древнекитайский календарь
В Древнем Китае использовался земледельческий солнечный календарь, разделенный на 24 «сезона» (наряду с ним существовал лунно-солнечный календарь). Земледельческий календарь Китая впоследствии заимствовали японцы, корейцы и вьетнамцы.