Рассуждая об африканских
племенах, не перестаешь удивляться, какие традиции до сих пор сохраняются у
отдельных народов. Так у некоторых эфиопов неотъемлемой частью культуры
является скарификация. Превозмогая боль, жители «украшают» себя всевозможными
пунктирами и рельефами, вырезая их на коже.
Подобно пирсингу и тату, у
шрамирования тела многовековая история, на протяжении которой изменению
подвергалась не только техника шрамирования, но и само значение нанесения
узоров в виде шрамов на тело. Так в древнейших племенах шрамирование тела
обладало ритуальным характером, и, к тому же, служило в качестве знака отличия.
Таким образом, к примеру, отмечали свою принадлежность к воинам.
Нужно отметить, что обряд шрамирования в одно и
то же время зародился и затем развивался во множестве культур. При этом имея в
каждой из них своё особенное и уникальное значение. Самое большое развитие
шрамирование получило в Австралии и на африканском континенте. Естественно, что
основной предпосылкой к этому считается факт наличия подавляющего большинства
чернокожих представителей того населения. Ведь на темной коже татуировки плохо
различимы. Именно, по этой причине люди делали себе на теле гораздо более
заметное шрамирование.
Так же достаточно часто, например, шрамирование на
руке, имело ритуальный смысл. Древнее племя “крокодилов” покрывало свои руки
насечками, которые имитировали кожу крокодила, то есть, таким образом, они
отдавали дань божеству, которому поклонялись. А шрамирование на запястье
практиковалось во все века рабовладельческого строя. Тогда каждого раба
клеймили раскалённым железом, показывая его принадлежность своему хозяину.
Французский фотограф Эрик Лафорг (Eric Lafforgue) известен своими
снимками с изображением представителей разных культур, начиная от Панамы и
заканчивая Северной Кореей. В этот раз он представил серию фотографий под
названием Scarifications Ethiopiennes, которая посвящена обряду
шрамирования эфиопов.
У представителей таких
народностей, как Боди, Сури и Мурси, скарификация считается неотъемлемой частью
культуры. У мужской половины племени нанесение шрамов происходит во время
обряда инициации, а у женщин такие татуировки считаются признаком красоты.
Несмотря на то, что этот процесс
очень болезненный, девочкам не разрешается выражать свои эмоции. Плач считается
постыдным. К тому же эфиопы считают, что проявление мужества во время
скарификации – это знак того, что такие женщины в будущем смогут выдержать
роды.
Для того, чтобы сделать
скарификацию, члены племени используют лезвие бритвы и шип. После выполнения
надрезов в раны втирается зола или сок растений для того, чтобы образовались
рельефы.
К сожалению, при совершении
обряда шрамирования существуют и «побочные» эффекты. Так как жители племени
пользуются в основном одним и тем же лезвием, среди них стремительно
распространяется гепатит и СПИД. К тому же, среди городского населения
скарификация считается знаком «примитивизма», поэтому приезжающие члены племен
всячески пытаются скрыть свои рельефы.
Несмотря на то, что скарификация
считается сугубо африканским способом идентификации, в развитых европейских
странах также можно увидеть людей, покрытых подобными шрамами. Подобные
эксперименты над телом называются экстремальный бодиарт.