Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

История развития клинописи


Современному человеку, живущему в век информационных технологий, очень сложно представить, как это — жить без письменности. Книги, газеты, Интернет — стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Однако на заре цивилизации у людей не было столь широких возможностей, много информации приходилось хранить в уме. Поэтому изобретение письменности стало огромным скачком в эволюции человечества, революционным переходом на новую ступень, открывшим людям возможности записывать свои мысли, свой опыт для передачи его другим людям, да и просто необходимую в быту информацию. Процесс развития письменности длился не одно тысячелетие.

И.Фридрих в своей работе «История письма» выделяет следующие стадии развития письменности:
  • Предметное письмо
Под предметным письмом подразумевается самая ранняя стадия эволюции письменности (можно сказать, протописьменность), которая была обусловлена потребностью фиксировать каким-то образом информацию о запасах пищи, утвари, количестве скота и боеспособных мужчин в первобытной общине. Для изображения предмета использовали непосредственно сам предмет, а для изображения вещей, трудных для непосредственной передачи, пользовались внешне похожими предметами. Например, иссохшее тело изображалось с помощью камня и кукурузных зерен, мрачное будущее – кусочком каменного угля и т.д.



Фридрих приводит показательный пример такого письма: «по Геродоту (IV, 131 и сл.), Дарий, вторгшийся в страну скифов, получил от них «предметное» послание в виде птицы, мыши, лягушки и пяти стрел, которое, поразмыслив, Гобрий истолковал так: «Если вы не скроетесь в небе, как птицы, или в земле, как мыши, или в воде, как лягушки, то вам не скрыться от этих стрел». Таким образом, уже на такой ранней стадии было возможным «писать», хоть и пространные, но достаточно сложные послания.

  • Рисуночное идеографическое письмо
С появлением рисуночного письма сообщение отрывается от предмета и переносится на различные материалы для письма. На этой стадии человек стал изображать объект информационного сообщения, используя подручные материалы – камень, глину, дерево и т.д.


Эту стадию можно разделить на 2 этапа:
  1. рисуночное письмо (т.н. пиктографическое)
  2. идеографическое письмо
Пиктограмма (от лат. pictus рисовать и греч. γράμμαзапись) — это схематическое изображение различных предметов и явлений. Например, для изображения крупного рогатого скота рисуется голова с рогами, для изображения человека — человеческая фигура, для изображения воды — волна.

Идеограмма (от греч. ’ιδέαидея и греч. γράμμαзапись) — письменный знак, условное изображение или рисунок, изображающий некую идею, понятие. На этом этапе рисунок представляет не только изображенный объект, но и некое абстрактное понятие или действие, с ним связанное. Например, для передачи понятий «есть» или «еда» используется изображение человека, подносящего руку ко рту. А в письме ацтеков лук и стрела символизируют войну, череп — смерть, плачущий глаз — вдовца.

Следует заметить, что на этой стадии письмо передает смысл сообщения, а не его звучание, то есть письмо еще оторвано от языка, письменность и язык развиваются автономно.

Дальнейшее развитие письма

Постепенно происходит переход к
  • фонетическому письму, 
то есть зарождается связь между письмом и языком. 

Сначала это выражается как закрепление за словами определенных идеограмм, так называемое словесное письмо. Позже оно преобразуется в
  • слоговое 
и, в конечном итоге,
  • звуковое (появление алфавита). 
Для современного человека тот факт, что слова состоят из слогов и звуков, является само собой разумеющимся. Однако это не было так же очевидно для древнего человека. И.Фридрих пишет об этом так:
«Усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом».
Довольно рано стало необходимым передавать на письме звучание слов, к примеру, имен собственных. Тогда появился так называемый звуковой ребус — это явление, когда вместо трудно изобразимого понятия рисуют схожее по звучанию, но неродственное по смыслу понятие. Например, если бы мы хотели предать на письме английское слово meet «встречать», а нарисовали бы кусок мяса (meat), схожий по звучанию, это и был бы звуковой ребус. Это был первый шаг к фонетическому письму.

Однако не стоит полагать, что эти стадии протекали линейно. Как правило, в ходе реального исторического процесса становления письма они комбинировались.

Пришло время обратиться к непосредственной теме нашей статьи – истории развития письменности на территории Древней Месопотамии.

Самые древние письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся примерно к 3300 году до н.э. В нашей хронологии это время относится к Протописьменному периоду. *
__________________

*   Протописьменный период (2900–2750 гг. до н.э., с двумя подпериодами)
___________________

Давайте посмотрим, какие таблички дошли до нас с того времени.

Это табличка, относящаяся археологическому периоду 
Урук V (3500-3350 г. до н.э.).


На табличке мы видим два типа клинописных знаков — круг и клин. Круг значил 10, клин — единицу. Мы можем предположить, что данная табличка использовалась для подсчета чего-либо, точнее, для фиксации подсчитанного количества. Например, табличка могла играть роль своеобразной «накладной», в которой писалось, сколько кто кому чего продал. То есть первые надписи были хозяйственные и административные.

obverse (лицевая сторона)

reverse (обратная сторона)





























Далее смотрим табличку периода Урук IV (3350-3200 г. до н.э.). Как мы видим, тут, помимо цифр, изображены разные предметы. Используя расшифровку с сайта Cdli и шумерский словарик Epsd, давайте пофантазируем, что бы это все могло значить.

Вот какую расшифровку предлагает Cdli:

@obverse (лицевая сторона)

@column 1 (1 столбик)
  1.  1(N01)] , UTUA~a#? (1 рыба)
  2. 3(N01) , NUN~b# (3 металлических объекта)
  3. 1(N01) , UD5~a# (1 коза)
  4. 1(N01)# , GUKKAL~a (1 овца)

@column 2 (2 столбик)
  1. ZATU720# (неизвестно сколько кувшинов муки)

@reverse (обратная сторона)

@column 1
  • 6(N01) , ZATU720 (6 кувшинов муки)
Мы видим, что на табличке изображены некие предметы вместе с их количеством. Вполне возможно, что за 6 кувшинов муки было продано то, что изображено на лицевой стороне. Ведь изначально валютой служили продукты питания, в частности, ячмень, а деньги появились несколько позже.

Смотрим табличку периода Урук III (3200-3000 г. до н.э.)

obverse (лицевая сторона
reverse (обратная сторона)


@column 1
  1. 1(N01) , SZUBUR
  2. 1(N01) , |1(N57).SZUBUR|
  3. 1(N01) , |2(N57).SZUBUR|
  4. 1(N01) , U4 SZUBUR#
  5. 1(N01) , KAB#? […]
  6. 1(N01) , ME~a |SILA3~axGARA2~a|#? SZUBUR
  7. 1(N01) , RAD~a@g SZUBUR
  8. 1(N01) , KU3~a# SZUBUR
  9. 1(N01) , ZATU686~a BU~a SZUBUR
  10. 1(N01) , BU~a SZUBUR
Этот текст относится к категории Lexical, это значит, что он, скорее всего, является школьным текстом, использующимся для обучения письму. Мы видим, что все слова тут оканчиваются на 1 знак — šubur (в переводе, вероятно, «раб»). Скорее всего, человек, писавший данную табличку, просто заучивал все варианты слов со знаком šubur.

А вот I-II Раннединастический период (2900-2700 г. до н.э.)



Тут уже меньше рисунков.

А в IIIa Раннединастическом периоде (период Фара, ок. 2600-2500 г. до н.э.) 
мы уже видим клинопись


И, что самое интересное, здесь выглядевшие ранее непривычно перевернутые на бок значки уже не выглядят так непривычно. Все предыдущие таблички удобнее было смотреть, наклонив голову на бок налево. А затем написание в столбик неожиданно превратилось в написание в строчку. Как это произошло?

Попробуем нацарапать что-нибудь вроде шумерских кувшинов и овец палочкой на глиняной табличке. Со временем (если будем много этим заниматься) нам станет неудобно делать это, держа руку снизу. Это при условии, что мы правши. Рука будет уходить направо, и мы станем писать под наклоном влево, а потом и вовсе повернем табличку для большего удобства. Так оно и случилось.

А вот период Ур III (2100-2000 г. до н.э.)


Ну тут уже полноценная клинопись, никаких рисунков.

А вот Неоассирийская клинопись VII века до н.э.


Клинопись со временем упростилась настолько, чтобы можно было быстро писать довольно объемные тексты.

Вот на этой табличке мы можем наглядно увидеть, 
как развивалась клинопись от рисунков до простых значков.


Изначально клинопись создавалась для записи шумерского языка, в котором каждый знак мог обозначать либо некое понятие (идеограмма, она же логограмма), либо грамматический элемент (фонограмма). Со временем месопотамцы приспособили клинописные знаки для записи существовавшего в Месопотамии наравне с шумерским аккадского языка. Это был совершенно другой по структуре язык, восточносемитский по происхождению. И клинописные знаки обрели слоговые значения. Такие знаки называются силлабограммами.

Для записи текстов на аккадском языке достаточно лишь 100-150 знаков клинописи, каждый из которых используется для фонетической передачи слогов.
Однако в аккадских текстах встречаются и слова, заимствованные из шумерского и обозначающие понятия, их называют шумерограммами.


Возникает вопрос, почему же тогда месопотамцы полностью не отказались от идеограмм в пользу слогового письма ввиду простоты такого письма (всего 100-150 знаков), а продолжали использовать шумерограммы? И.Фридрих полагает, что виной тому служила привычка, сложившаяся не то что столетиями, — тысячелетиями, и от нее не так просто было отказаться, как и от любой традиции. А тогда, когда сложились все предпосылки к такому упрощению, оказалось проще перейти к буквенной письменности и арамейскому языку, распространенному уже на всей территории Ближнего Востока.

Тем не менее, клинопись была очень важным этапом в развитии письменности, и долгое время у нее не было достойных аналогов. Клинопись адаптировали для своих языков и другие народы Древнего Ближнего Востока: хетты, хурриты, эламцы и т.д. Также на основе клинописи были созданы две алфавитные системы письма: в Угарите и в ахеменидской Персии.