Сикхи, приверженцы сикхизма, живут где-то
далеко своей жизнью и не ведают, что они — настоящий антиквариат в современном
мире стекла и железа.
На северо-западе Индии
на границе с Пакистаном есть одно удивительное место. Государство в
государстве, штат Пенджаб, был разделен между двумя странами — Индией и
Пакистаном в 1947 году по умыслу вероломных британцев, разделявших все, что
только попадалось им на глаза.
На самом же деле ранее территория современных
Индии, Пакистана и Бангладеш была единой — все это составляло вместе Индию. И
когда после окончания Второй мировой войны иметь колонии стало как-то совсем
неприлично, Великобритания услышала воззвания двух лидеров Индийской борьбы за
независимость — миролюбивого Махатмы Ганди (его истинное имя, кстати говоря,
Мохандас, а Махатма значит «большая душа») и немногим более чем воинственного
Джавахарлала Неру.
Дать волю такой огромной территории, какую Индия составляла
на тот момент, было бы неразумно — Великобритания никоим образом не смогла бы
сохранить тот баланс сил в Азии, который ей удалось установить за все годы
большой игры. И, как все гениальное, простое решение пришло в аристократические
головы.
Необходимым условием независимости Индии стало разделение территории на
два государства: преимущественно индуистскую Индию и мусульманский Пакистан,
восточный и западный — то, что позднее стало просто Пакистаном и Бангладеш. Так
что все было еще интереснее — одна страна была разделена тысячей вражеских
километров.
В результате такого
распределения территории некоторые изначально однородные в плане населения,
вероисповедания и власти земли были разделены между двумя враждующими
государствами, например Пенджаб. Половина его находится в Индии, половина в
Пакистане, бывшая столица и религиозный центр Амритсар — в 30 км от границы.
Помня
все индо-пакистанские конфликты, совершенно очевидным становится то, почему в
дальнейшем Амритсар перестал быть столицей индийского штата Пенджаб, а из
Франции в срочном порядке командировали эксцентричного Ле Корбюзье и он
спроектировал свой второй город — горизонтальный Чандигарх, невообразимое чудо
модернизма посреди сельских пейзажей Индии.
И вот в эти неспокойные
земли занесло меня во время первого путешествия по Индии. Я поселилась в
небольшом провинциальном городке Джаландхаре с населением в 1,5 млн человек. 20
иностранцев на город объясняли то внимание, которое нам уделяли местные жители.
«Если хочешь попросить
у кого-то помощи, проси ее у сикха!» — такой совет дал мне один из моих
индийских друзей, индуистов по происхождению. Действительно, немного пугающие
своей суровостью сикхи — это те, кто с наибольшей вероятностью поможет в
трудной ситуации, в которую может попасть молодая одинокая иностранка в Индии,
а не попытается каким-то образом использовать эту ситуацию для своей выгоды.
Конечно, все относительно. «Саб куч милега», — говорят в Индии, что значит:
«Возможно все». И правда, здесь все возможно, причем в обе стороны
эмоционального спектра — от крайнего позитива до Марианской впадины негатива.
Сикх — это
землевладелец. В 1469 году в семье государственного чиновника и кшатриев, касты
воинов, родился мальчик, которого назвали Нанак. Однажды Нанак ушел купаться и
пропал. Все считали его погибшим, но он вернулся домой через три дня, повторяя
одну и ту же фразу: «Там нет индуистов, там нет мусульман». Так зародилось
новое учение, в котором у бога нет временных и пространственных границ, нет
размера, имени и прочих характеристик, укладывающихся в наше мировосприятие.
Нет рая и ада, и после смерти человек растворяется там же, откуда он пришел.
Зародившись в среде
вечно враждующих индуистов и мусульман, сикхизм отличается небывалой
веротерпимостью и принимает все религии мира, заявляя, что во всех религиях
говорится об одном и том же. Из-за этого в Золотом храме, главной святыне сикхизма,
есть четыре двери по направлению четырех сторон света для того, чтобы люди всех
религий могли зайти в него и помолиться.
Есть три основных
столпа сикхизма, название которого происходит от пенджабского слова «сикх», то
есть «последователь».
В сикхизме не
признаются другие ритуалы, кроме медитации и пения мантр. Члены монашеского
ордена Кхальса — единственные, на кого не распространяется требование заводить
семью, — как правило, встают в «час амброзии», четыре утра, для того чтобы
начать свой день с медитации.
Сикхизм — это религия
домохозяина. Выбирая срединный путь, сикх обязан содержать свою семью, вести
хозяйство. Считается, что зарабатывание на жизнь своим трудом угодно богу.
Благотворительность и
разделение своего имущества с сикхской общиной — последний столп. В любом
сикхском храме, гурудваре, можно бесплатно поесть и переночевать.
Благотворительность возведена в ранг абсолютной добродетели.
Золотой
храм
|
Первое посещение
Золотого храма в Амритсаре ни для кого не проходит бесследно. И впечатляет
далеко не архитектура, не облицованный золотом храм, не причудливо одетые люди
или карпы размером с маленького крокодила, плавающие в озере. Впечатляет
отношение сикхов к своей религии.
Каждый сикх хотя бы раз
в жизни обязательно моет пол в Золотом храме — это считается одним из видов
религиозного поклонения. Чистота во всем — одна из самых значимых добродетелей.
Недаром среди прочего религиозным символом считается кушера, что является не
короткими штанами, а на самом деле простым нижним бельем, ношение которого не
принято у индуистов.
Сикх — это воин. Все
сикхи носят одну и ту же фамилию: мужчины — Сингх, а женщины — Каур, что
означает «лев» и «львица». Окружение, в котором зародилась религия, вечное
противостояние мусульман и индуистов, привело к тому, что сикхи увидели необходимость
защищать ту истину, которая досталась им в наследство от гуру. И дело не только
в простом противоречии свой — чужой, но и в идеалах, которые рьяно защищают
сикхи. Так как сикхи не верят в существование рая и ада и считают, что бог
непознаваем простыми смертными, любое толкование людьми подобных материй,
например жизни после смерти, считается исключительно попыткой нажиться на
братьях по вере. Подобные толкования — попытка манипулировать людьми, играя на
их страхе перед смертью, и это осуждается.
Как у настоящего воина,
у настоящего сикха всегда при себе есть оружие — кинжал. Это оружие — чисто
символическое и может быть спрятано в тюрбане. Второй вид оружия, который
всегда при себе, — это железный браслет. Раньше у браслета были острые, как лезвия,
края, и им можно было пользоваться в ближнем бою, рассекая горло противника.
Сикхи не боятся смерти,
ведь все в жизни — по воле бога, и, умирая, человек вновь растворяется в
божественной любви. Умереть, защищая истину, считается достойным. Именно поэтому
вплоть до недавнего времени существовал весьма странный обычай. В мирное время,
когда не было войн и мужчины доживали до преклонного возраста, раз в год
молодые и старые сикхи собирались в назначенном месте, где в импровизированном
бою старые умирали от руки молодых — для старого сикха смерть в бою была
почетной, а для молодого почетным было боевое крещение.
Будучи воинами, сикхи
всегда составляли элиту индийской армии, что в свое время не учла Индира Ганди.
Пытаясь подавить сикхский сепаратизм, она ввела в их святая святых, Золотой
храм, военный контингент. Это было расценено как небывалое по дерзости
оскорбление. Неудивительно, что ее вскоре убили ее собственные телохранители,
которые, конечно же, были сикхами.
Сикхи — вегетарианцы и
строго порицают курение. До того строго, что курить запрещено в радиусе 1 км от
Золотого храма. Они никогда не стригут волосы, говоря, что это излишнее
внимание к внешности, а женщины не пользуются косметикой. Остальные индийцы
подшучивают над ними из-за их тюрбана, считая сикхов немного «медленными», ну а
самым большим оскорблением для сикха является осквернение тюрбана.
Если вы
хотите завершить свою жизнь каким-нибудь особенным способом, просто подойдите к
сикху и сбейте тюрбан с его головы. Нет ничего более страшного, чем это.
Сикхи — одни из самых
богатых людей в Индии. У них, как правило, есть свои поля, на которых работают
многочисленные слуги, а их дети толпами отправляются учиться в Канаду, Англию,
США. Но даже на улицах Лондона, разъезжая на «Феррари», сикх будет гордо носить
свой тюрбан.
Что заставляет молодых
людей, даже уезжая из своего родного окружения и попадая на самые современные
проспекты, продолжать растить бороду, носить тюрбан и всячески отличаться от
сверстников? Наверное, это можно понять только посетив хотя бы раз Золотой
храм, послушав мантры, пообедав в бесплатной столовой, где простые люди
готовят, простые люди разносят еду и такие же простые люди ее едят; где таким
естественным является «давать» что-то и таким смиренным становится «просить».