Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

«Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.5)


Чжан Голао, один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»

Чжан Голао: Является создателем теории предсказаний, а также считается покровителем стариков и супружеского счастья. Учитель и Совершенный Мастер. Может быть изображен сидящим на белом осле задом-наперед и обычно держит в руках бамбуковую трубку -барабан (ю-ку), стакан, футляр. У него длинная белая борода. Его мул может перемещаться с огромной скоростью. Во время остановок Чжан Голао превращает мула в бумажную фигурку и складывает её в карман. Капля воды вновь оживляет мула, когда его хозяину нужно ехать дальше.

Чжан Голао жил на горе Тяошань около Хэнчжоу. Ему даровал бессмертный Ли Тегуай. Он готовил настойку из трав, которую давал другим бессмертным.

Чжан Голао ассоциируется с реальным человеком, жившем при династии Тан. Это старший из бессмертных. По легенде, Чжан Голао — воплощение белой летучей мыши, появившейся ещё во время разделения мира Пань-гу. Уже при танской императрицы У-хоу (684—705) ему было несколько сотен лет. Он утверждал, что был министром при легендарном императоре Яо. Чжан Голао поставил своё физическое тело в районе горы Хэншань, где был построен храм Цися в его честь.

Чжан Голао, один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»

Чжан Го-лао (лао, "почтенный"), один из Ба Сянь, видимо, есть обожествлённый даосами герой, живший в эпоху Тан при императоре Сюань-цзуне (8 в.). Его жизнеописание имеется в официальных историях династии Тан. Наиболее ранняя запись о нём у Чжэн Чу-хуэя (9 в.), где он описан как даос-маг. Чжан ездил на белом осле, способном пробежать в день 10 тысяч ли. Остановившись на отдых, Чжан складывал его, словно бумажного. Когда надо было ехать снова, он брызгал на осла водой и тот оживал. 

Чжан Голао, один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»

Согласно наиболее ранней из легенд, связанных с жизнью Чжана при дворе Сюань-цзуна, Чжан таким же образом оживил мага Шэ Фа-шана, который раскрыл императору тайну о том, что Чжан есть дух - оборотень белой летучей мыши, появившейся в период сотворения мира из хаоса (по другим легендам, Чжан будто бы родился при мифическом первопредке Фу-си или при легендарном государе Яо), и, поведав это, тотчас же испустил дух. Чжану приписывалась способность предугадывать будущее и сообщать о событиях далекого прошлого.

Чжан Го-лао изображается обычно в виде старца даоса с бамбуковой трещоткой в руках, нередко сидящим на осле лицом к хвосту. Лубки с его изображениями (Чжан подносит сына) часто вешали в комнате новобрачных. По-видимому, здесь произошла контаминация его образов Чжана и Чжан-сяня, приносящего сыновей. 

У народа мяо (Западной Хунани) Чжан Го-лао превратился в мифического героя, поразившего железными стрелами из железного лука 11 из 12 светивших одновременно солнц и лун, а также пытавшегося срубить растущее на луне дерево, заслоняющее её свет. Он уснул под деревом и оказался навсегда погребенным в его стволе. В этих мифах Чжан как бы заместил одновременно двух героев китайской мифологии: стрелка И и У Гана.

Чжан Голао, один из китайских «Восьми бессмертных (ба сянь)»

Однажды императрица У пригласила Чжан Голао ко двору, и он принял приглашение, но, не желая посещать двор, он разыграл сцену своей смерти. Он также отказался взять в жёны дочь императора Сюань-цзуна и получить от него титул министра.

🌴 🌱 🌴