9 ноября в Украине отмечают День украинского языка и письменности. А по православному календарю – это день памяти преподобного Нестора Летописца. Какая между этим связь?
Повесть Нестора Летописца – первая письменная история Украины
Миниатюра с изображением крещения Киевского князя Владимира Великого в крымском Корсуне, которой украшен текст «Повести временных лет» в Радзивилловской летописи XV века. «Повесть временныхъ лет» – летописное сведение периода Украины-Руси, составленное в Киеве в XI – начале XII века |
«Откуда пошла Русская земля и кто в ней первым начал княжить» – этими словами начинается летопись. В нем печерский черноризец сумел показать историю нашего государства на широком фоне мировых событий. Ученые утверждают, что в средневековой истории нет примеров равных летописи Нестора.
Доктор истории Игорь Гирич называет Нестора Летописца «первым историком Украины-Руси».
«В «Повести» Нестор связывает историю Украины с историей мира… Идею единства и политической независимости Украинского государства провозгласил Нестор во времена, когда шел быстрыми темпами процесс распределения тогдашнего государства на отдельные земли», – пишет доктор исторических наук Наталья Полонская-Василенко .
Следовательно, в «Повести» не только история.
Государство – за Нестором – единственная разумная природная организация, делающая людей обществом.
Вне государства они перестают быть людьми и превращаются в нечто вроде стада скота.
Нестор Летописец считает, что всемирным историческим процессом управляют добро и зло. Но не напрямую, а через деятельность обычных живых людей – через их характеры и поступки.
От первых рассказов и до последних записей древней летописи звучит мысль, что зло карается. Кто и если бы не совершил зло – будет страдать.
Доктор исторических наук Михаил Брайчевский называет Нестора Летописца «одним из величайших писателей раннего европейского средневековья».
И именно с «Повестью временных лет» связывают начало истории украинской литературы.
Михаил Драгоманов в докладе на литературном конгрессе в Париже 1878 отметил: «Что касается Летописи Нестора, Слова о походе Игоря и т.д., то эти произведения были непосредственными плодами местной жизни древней Украины. Эти произведения основывают украинскую литературу».
Примечательно, что в России «Повесть» Нестора Летописца называют «великим наследием России» и пристают к «истокам русской литературы».
Язык «Повести» – церковнославянский с большим количеством слов украинского разговорного языка
Один из лучших знатоков древних рукописей профессор Василий Яременко утверждает, что «В летописи Нестора нет ни одного русского слова… а украинская лексика льется сплошным потоком».
«Повесть временных лет» написана на церковнославянском языке, тогдашнем литературном. Но действительно в тексте представлено огромное количество слов из украинского – разговорного языка тысячелетней Украины-Руси:
«храбрый, владеть, рубить, сказать, создать, изнемогать, воровать, пещерка, пороги (Днепровские), стыд, тоска, супруги, корчага, невежда, пахать, батрак, никогда, рожь, киевляне, пашня, свита, заря…»
Князь Святослав выступил «с дружиной своей», князь Ростислав утонул в реке «пред глазами Владимировыми», пресвитер Илларион выкопал «малую пещерку», преподобный Антоний поставил «церковь малую»…
Вещий Олег говорит «никогда», княгиня Ольга обращается к Святославу «сыну», киевляне к князю Владимиру – «княжескому», Ярославу Мудрому к войску – «жена», князь Изяслав к брату «брат, не тужи», в рассказе воина звучит « топором и ножом»…
Первый ректор Университета святого Владимира Михаил Максимович еще в 1896 г. в публичной дискуссии с имперскими идеологами о языке «Повести» подчеркивал: «Если у Нестора написано: «царица», «у отца», «перебредет Донец» и т.д. – так мы должны признать, что это написано украинцем».
«Язык Нестора имеет значительные следы украинской речи, – утверждает профессор Василий Яременко и считает, что «Повесть временных лет» – это не просто памятка украинской письменности… она должна стать букварем нашего национального сознания».
Безусловно, для такого результата летопись нужно изучать, популяризировать и вспоминать несравнимо чаще, чем раз в год 9 ноября, в День украинской письменности и языка.
Но если в конце концов это произойдет и «Повесть» станет «букварем нашего сознания», то «русский мир» исчезнет. Ибо наша древнейшая летопись дотла опровергает главные принципы этой имперской идеологии – о «колыбели трех братских народов», старшем московском брате, «общерусской» истории и «малороссийском наречии».
И главное, что история Нестора Летописца о том, «Откуда пошла Русская земля и кто в ней первым начал княжить», дает исчерпывающее объяснение тысячелетней традиции украинского государства и украинского слова.