Близнечные мифы повествуют о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.
|
Ашвины. The Ashvin twins, mural painting, Kadavu Resort, Calicut, Kerala. |
В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы не антагонистичны друг
другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной
из половин племени. Подобные близнецы часто дублируют функции друг
друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением.
Таковы Ашвины – в ведийской и индуистской мифологии божественные
братья-близнецы, живущие на небе. В «Ригведе» им посвящено 54 гимна
целиком. Это много, по числу упоминаний они идут сразу же после Индры,
Агни, Сомы. Ашвины – древне-индийское Asvinau, двойственное число; от
asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня».
|
14th century, middle. Franciscan Missal. MS. Douce 313, fol. 007r,
detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality
of origin: French. Place of origin: Paris. May. Hawking. Gemini. Source |
Однако и в мифах этого типа, как правило, обнаруживаются следы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.
Разнополые близнецы
|
В верхней части правой страницы - знак Близнецов в виде влюбленной
пары. Разворот календаря – месяц май. Calendar pages for May, Hours of
Joanna of Castile, Bruges, between 1496 and 1506, Additional 18852, ff.
5v-6. Source |
Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак,
чаще всего в результате уговоров сестры, известен в почти одинаковой
форме во многих древних культурах, например: египетский миф об Осирисе и
Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре-близнеце Ями. Нередко
предполагается, что кровосмесительный брак близнецов начинается ещё во
чреве матери. Поэтому при рождении двойни - детей разного пола считается
необходимым совершить очистительный обряд.
Представление о браке
разнополых близнецов или нескольких близнецов - братьев и сестер
является одной из форм символизации объединения двух противоположностей,
одну из которых воплощает брат, а другую - сестра.
Двуполые близнецы
|
Da Costa Hours, in Latin. Illuminated by Simon Bening
(1483/84–1561). Belgium, Bruges, ca. 1515. 172 x 125 mm. Purchased by
Pierpont Morgan, 1910; MS M.399 (fols. 6v–7). May: Boating Party. |
Особенностью многих африканских близнечных мифах является совмещение
противоположностей в одном мифологическом образе, который включает в
себя оба члена, где близнечные существа двуполые. У догонов герои Лис и
Номмо выступают одновременно и как близнецы, и как андрогины. Такие же
представления связаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в
Дагомее, выступающими как андрогин, одна часть которого – Маву воплощает
ночь, луну, радость, другая – Лиза - день, солнце, труд. Другие боги в
мифологии фон представляются в виде пар близнецов, а божественная
сила-радуга описывается и как андрогиниое божество, и как близнечная
пара. У племени бамбара двуполое божество Фаро рождает двух близнецов.
Зооморфные близнецы
|
Giovanni Maria Falconetto (1468–1535) Sign of Gemini, Sala dello Zodiaco, 1515-1520. Fresco. Palazzo d'Arco |
Наиболее ранний пласт близнечных представлений прослеживается в
зооморфных мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных
или родство между животными и близнецами. У нивхов на Сахалине и в
Приамурье мать близнецов хоронили в медвежьей клетке, а о самих
близнецах говорили как о «зверях». У многих народов был распространён
обряд убийства близнецов после их рождения. Их обычно относили в горшках
или кувшинах в воду, болото или в лес, где они, по поверьям, блуждают и
после смерти, отправляют на съедение животным, как бы возвращая той
нечеловеческой, часто водной, среде, с которой связывают их рождение. У
африканских йоруба обезьяна - брат близнецов, у дан близнецы связываются
с чёрной змеей, у глиди-эве близнецы «принадлежат к дому буйвола». В
Дагомее близнецов считали детьми лесных духов, которым они возвращаются
после смерти.
След близнечного тотемизма обнаруживается и в
фольклорных сюжетах: в суданской легенде царь воспитывается вместе с
львёнком. В мифе кизиба две первые женщины родили близнечные пары: одна
мальчика и девочку, другая - бычка и тёлку. В космогоническом мифе
руанды действуют братья, один из которых рождён из чрева коровы.
|
Ашвины. Один из многих вариантов изображения богов-близнецов. |
В Древней Индии близнецов Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется в качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. До недавнего времени в литовских деревнях бытовало поверье о том, что близнецы, сидящие на коне, обладают целебной силой, подобно Ашвинам-целителям, имя которых производится от древне-индийского asva - «конь». С конями связывали и Диоскуров.
Истоки близнечных мифов
|
14-15 века. Франция. 14e siècle; 15e siècle. Gémeaux. Sablière de la nef de l'église Notre-Dame de Runan. via |
Истоки близнечных мифов можно видеть в представлениях о неестественности
близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось
уродливым, а сами близнецы и их родители - страшными и опасными. Обычай
отделения родителей близнецов от всего племени, часто с позднейшим
переосмыслением в духе сакрализации близнецов и их родителей, известен у
многих народов Африки, подобные параллели находятся у многих народов
мира.
|
Guido Bonatti, De Astronomia Libri X (Basel, Nicolaus Pruknerus, 1550) via |
Выдвинутая английским исследователем Р. Харрисом гипотеза о «великом страхе», который некогда внушали близнецы, вполне согласуется с данными приматологии, устанавливающими у приматов те же основные черты поведения по отношению к двойне. Удивление обезьяньего стада вызывает как сама двойня, так и мать близнецов, держащаяся после их рождения поодаль от стада, причём её отгоняет в сторону вожак.
Сакрализация близнецов
|
1217-1220 года, Франция. Chartres Sud Gémeaux. vitrail sud de la Cathédrale de Chartres (détail) |
|
1217-1220 года, Франция. Chartres Sud Gémeaux. vitrail sud de la Cathédrale de Chartres |
Со временем признается сакральный характер как самих близнецов, так и их
родителей, в особенности матери. При этом в роли отца наряду с обычным
отцом может выступать мифологическое существо или тотем; такая идея
двойного отцовства характерна для развитых форм мифов. Сами близнецы и
их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со
сверхъестественной силой и ставшие её носителями.
|
1702 год, Рим. Gémeaux - Méridienne de S.Maria deli Angeli. Zodiacal
sign of the Gemini on panel of white marble inlaid with colored marble
(opus sectile) adorning one side of the Meridian solar line of Basilica Santa Maria degli Angeli e dei Martiri in Rome built by Francesco Bianchini (1702). via |
Архаический ритуал отделения близнецов, и прежде всего их матери, или
обоих родителей от всего племени при этом включается в обрядовый
комплекс почитания сакрализованных близнецов и их родителей. На этом
этапе развития близнечного культа речь идёт уже не просто об избавлении
племени от опасности, таящейся в близнецах и их родителях, но и об
осознанном обособлении носителей сверхъестественной силы, теперь не
только опасной, но часто и благодетельной, от коллектива, их
почитающего. У народа
гереро
обнаруживаются признаки обожествления «светлых» родителей близнецов,
переселяющихся после их рождения в дом за пределами деревни.
|
98-117 г.г. н.э., Рим. Ромул, Рем и волчица. Altar Mars Venus Massimo
lupa. Roman artwork of the end of the reign of Trajan (98-117 CE),
later re-used under the Hadrianic era (117-132 CE) as a base for a
statue of Silvan. National Museum of Rome – Palazzo Massimo alle Terms. via |
Сакрализация близнецов и их родителей происходит, в том числе, с
развитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в
обществах, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с
символикой плодородия, в частности со священными мировыми деревьями.
Индийские Ашвины были связаны с фиговым деревом - ашваттхой. Под
аналогичным священным деревом – Rumina-Us Ficus [«фикус (фиговое дерево)
римское»] в Древнем Риме ставились изображения священных близнецов
Ромула и Рема.
В мифах о происхождении племён или городов их
часто возводят к двум близнецам - основателям: Ромул и Рем, связанные с
тотемом - волчицей, в Риме, близнецы - сыновья Димука в Северной Нигерии
и т. д.
Источники:
- Основной источник для текста – статьи БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ и АШВИНЫ в Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев. - М.:НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - Т.1, Т.2.
- Т.Горбутович, искусствовед