Бог Анубис |
Древнеегипетская мифология находилась под влиянием природных условий и погоды, которые повлияли на сам Египет. Например, цикличность движения солнца и сезонность разливов Нила (которые обогащали почву) сыграли решающую роль в обозначении воды и солнца как основных символов жизни, что видно из важности Ра.
Кроме того, само ядро древнеегипетской цивилизации — плодородная дельта Нила — была окружена засушливыми землями и пустынями (населенными маргинальными группами налетчиков и кочевников). Таким образом, темы порядка, воплощенного Египтом, и хаоса, воплощенного «внешними» царствами, также сыграли свою двоякую роль в формировании повествования о различных мифологических существах и египетских чудовищах, о которых мы поговорим в статье. Итак, без лишних слов, давайте взглянем на невероятных древнеегипетских мифических существ, о которых вы должны знать.
🔵 Абту и Анет
Древние египтяне считали, что Ра, как могущественный египетский бог солнца, должен был каждый день сражаться со змеем-демоном Апепом, чтобы солнце взошло, что означало циклическую победу света над тьмой. И в этом ежедневном квесте рыбный дуэт Абту и Анет плыли перед баржей, чтобы вести Ра.
Именно Абту лихорадочно предупредил богов, когда к солнечной барже подошли египетские чудовища тьмы, а Анет была поручена предварительная защита корабля от этих злобных мифических существ. С этой целью Анет часто представляли в виде красной рыбы-тиляпии (посвященной Ра), а красный цвет символизировал защиту от опасности.
Абту, с другой стороны, с «его» золотым сиянием, возможно, был съедобным видом тилапии и использовался в качестве целостного ингредиента для лекарств. Абту также упомянул направление на Запад, которое предполагало конечную цель древнеегипетского бога Ра, величественного божества солнца.
🔵 Аммит
Аммит (также известный как Аммут), что зловеще переводится как «пожиратель мертвых» или «пожиратель душ», был страшным зверем, обитающим в подземном мире, который олицетворял божественное возмездие в древнеегипетской религии. Часто вызываемое в женской форме, «она» в первую очередь ассоциировалась с судом над душами после физической смерти.
Как показано в Книге Мертвых, у Аммита была причудливая сложная анатомия головы крокодила, передних ног льва и задней части бегемота. Согласно мифическому повествованию, египетский бог Анубис взвешивал сердце умершего против пера (Маат – воплощение истины). И если сердце было тяжелее (что означало грех), то оно бесцеремонно пожиралось Аммитом, тем самым проклиная «пустые» души бесцельно блуждать в подвешенном состоянии вместо потустороннего блаженства.
Так что, по сути, Аммиту не поклонялись, как другим богам. Скорее, как одно из порочных мифических существ, она резюмировала коллективный страх древних египтян, относящийся к «второй смерти».
Однако в некоторых мифах Аммит сравнивали с мстительными аспектами египетских богинь, таких как Таурет и Сехмет. Кроме того, в то время как Аммит обычно относили к категории демонов, которые злонамеренно стояли у огненных озер, ее основная обязанность заключалась в установлении порядка над хаосом.
🔵 Апеп (или Апофис)
Апеп (также известный как Аапеп или Апофис) считался полной противоположностью египетским богам. Проще говоря, в то время как египетские боги и богини в основном почитались как силы порядка и света, Апеп считался зловещим воплощением хаоса и беспорядка.
И поэтому он описывался как гигантский мифологический змей или змей (иногда также изображаемый как крокодил), который сражался с Ра каждую ночь во время путешествия бога солнца к восходу солнца. А так как такие засады и нападения совершались под покровом темноты, Апеп обычно воспринимался как демон-змей, пришедший из-за пределов упорядоченного космоса, возможно, из преисподней.
Несмотря на такие, казалось бы, негативные атрибуты, имя Апеп почиталось во времена Четырнадцатой династии (около 1725–1650 гг. До н.э.). Но более смертоносные аспекты демонического змея Апепа были связаны с более поздним переосмыслением и разработкой мифа об Апепе в период Нового царства (около 16–11 веков до н.э.), когда огромная змея представлялась скорее темным противником. светлый Ра .
Интересно, что в некоторых мифах Апоп, как одно из мифологических чудовищ, также упоминается как зачатый после рождения Ра — возможно, из собственной пуповины Ра . Возможно, это символизировало вечную борьбу и сосуществование тьмы как следствия света (и наоборот).
🔵 Баби
Технически Баби считался одним из (очень) древних египетских богов, но его атрибуты больше похожи на демонических божеств, о которых мы говорили ранее. В связи с этим многие исследователи считали Баби (в переводе «бык павианов» или «вождь павианов») настоящим обожествлением павиана-гамадриала в Древнем Египте.
Древние египтяне считали бабуинов очень агрессивными и жестокими существами, поэтому Баби часто представляли кровожадным существом, которое охотно полакомилось внутренностями умерших. И во многом подобно Аммиту (обсуждаемому ранее) в некоторых древнеегипетских текстах Баби даже упоминается как стоящий у огненных озер, чтобы пожирать души умерших, которые были предписаны как грешные.
Говоря о символике, египтяне также отметили очевидное высокое либидо бабуинов, таким образом идентифицируя Баби как божество мужественности для мертвых. Следовательно, фаллический символизм был обнаружен в древнем заклинании погребального текста, которое, по-видимому, гарантировало, что мертвые также наслаждались своим половым актом в загробной жизни. Учитывая такой уникальный набор атрибутов, деструктивный Баби также отождествлялся с хаотическими силами Сета, иногда враждебного египетского бога.
🔵 Бенну
Бенну, считающийся самосотворенным богом-птицей древнего Египта, возможно, был предшественником (или даже источником вдохновения) знаменитого Феникса из греческой мифологии . Бенну , часто связанный с аспектами солнца (или души Ра) и возрождением, в египетской мифологии, как говорят, «призвал» к самому масштабу творения. С этой целью в одном из мифов о сотворении из Гелиополиса (современный пригород Каира) Бенну, как говорят, пересек темную водную массу Нун еще до существования мира и безмятежно издал призыв, который привел в действие творение. В другой легенде Бенну представлял саму душу Ра , и вместе с Атумом («первым» египетским богом) эта невероятная жизненная сила создала мир. Однако самый интригующий аспект Бенну связан с возрождением. С этой целью само слово Бенну происходит от «подниматься» или «сиять» на египетском языке (глагол wbn). Таким образом, считалось, что Бенну возродился (или обновился), подобно солнцу или даже мифическому Фениксу. Этот процесс смерти и возрождения также имеет сходство с мифом об Осирисе, где бог Осирис (отец бога Гора ) воскресает как владыка подземного мира. Что касается изображения, Бенну как одно из важных священных животных Древнего Египта в период Нового царства обычно изображали в виде серой цапли с атеф пшент (королевская двойная корона). Однако более ранние тексты и рельефы Старого Царства намекают на то, что Бенну изображался как Желтая трясогузка или даже средиземноморский зимородок.
🔵 Бес
Косметическая баночка из Древнего Египта в форме Беса |
Бес был уникальным божеством древнего Египта в том смысле, что у него не было никакого формального храма или формы поклонения, посвященной ему. Скорее, Бес воспринимался и почитался как сущность-хранитель (или группа различных малоизвестных божеств), защищавших дом от злых существ, таких как змеи и духи. Следовательно, в сферу его защиты входили матери, дети и даже трудный процесс родов.
Уникальность Беса также связана с изображениями этого мифического существа в древнеегипетских предметах, таких как зеркала, чаши и сосуды для мази. В связи с этим, в отличие от первозданной фигуры и одежды, Бес изображался коренастым карликом с нечесаной бородой, вывалившимся языком и необычно длинными руками (а иногда и в маске льва).
Эти физические атрибуты отражали аспекты Беса, поскольку божество с его глупым выражением лица должно было приносить радость своим покровителям. В то же время его предполагаемая безобразность, наряду с громкой музыкой, должна была отгонять злых духов и демонов. Интересно, что позже почитание Беса распространилось на финикийцев и даже римлян , о чем можно было судить по изображениям Беса внутри их легионерских щитов.
🔵 Египетский грифон
Грифон, в силу своего проецируемого величия, был одним из мифических существ, которые были распространены во многих древних культурах, от Персии и Египта до Ассирии и Греции. Однако в египетской мифологии грифон носил более символический характер, за ним не стоял специальный миф.
С этой целью одно из древнейших изображений египетского грифона найдено в палитре из Иераконполя, датируемой примерно 3100 годом до нашей эры. На объекте, также известном как « Палитра двух собак », выгравировано множество необычных мифологических существ (в том числе Серпопард, о котором речь пойдет позже). Один из них — стройный кошачий зверь с головой сокола и гребенчатыми крыльями.
В другом орнаменте из гробницы Меререта (около 19 века до н.э.) египетские грифоны изображены попирающими людей ногами, что намекает на гегемонию фараона над его врагами.
Также следует отметить, что, как и многие другие египетские монстры, грифоны смутно ассоциировались с важными богами и богинями. С этой целью головы сокола (вместо орла) предполагают «связь» бога Гора с такими величественными мифологическими существами.
🔵 Египетский сфинкс
Сфинкс, вероятно, является одним из самых узнаваемых мифических существ, которые обычно ассоциируются с древним Египтом. Однако, что достаточно интересно, как и Грифон (обсуждавшийся ранее), Сфинкс был задуман скорее как символ, а не как отдельное мифическое существо в египетской религии. Фактически, самое старое известное изображение Сфинкса относится к знаменитому Великому Сфинксу Гизы, который до сих пор остается самой большой в мире монолитной статуей, а также старейшим известным монументальным скульптурным произведением на нашей планете! В связи с этим египетских сфинксов обычно изображали с телом льва и головой человека, сокола или барана. Эти « гибридные » мифологические существа были помещены в качестве защитников святилищ и пирамид, таким образом, символически представляя божественную силу как фараона, так и Ра . Такие изображения контрастируют с греческой мифологией, где сфинксы обычно представлены как причудливые монстры (потомки змея Тифона), которые ревностно охраняют сокровища. И хотя физические изображения греческих сфинксов имеют некоторое сходство с их древнеегипетскими аналогами, как звери с телом льва, у первых также есть крылья и змееподобные хвосты.
🔵 Хепри
Связанный с жуком-скарабеем (или навозным жуком), Хепри был одним из редких египетских мифических существ, которые обычно изображались в виде человеческого тела с головой жука в древнеегипетских погребальных папирусах. Во всем поклонении Хепри была и символическая сторона — сущность намекала на божественные силы, которые двигали солнце по небу.
Связь возникла из-за того, что жук-скарабей катал шарики навоза по суровой поверхности пустыни, а молодые жуки вылуплялись из навоза, из яиц, отложенных родителем. На самом деле это связано с египетским словом "хепер", которое примерно переводится как «изменять» или «создавать».
В любом случае, Хепри также считался подчиненным более возвышенному богу солнца Ра, что иногда также переводилось как Хепри как один из аспектов Ра. Например, Хепри воспринимался как олицетворение утреннего солнца, а Ра — как более лучезарное полуденное солнце.
Интересно, что жители Древнего Египта также считали Хепри одним из египетских богов (или мифических существ) возрождения. Это было возможно, потому что египтяне верили, что жуки появляются из ниоткуда и при этом способны размножаться.
🔵 Серпопард
Серпопард, как термин, является современным сочетанием слов «змей» и «леопард». Однако это относится к одному из уникальных мифических существ Древнего Египта с телом леопарда, длинной шеей змеи и головой кошки (или змеи).
Что касается истории, то исследователи до сих пор не нашли древнего термина для этих египетских чудовищ. Но на некоторых изображениях, встречающихся в различных египетских орнаментах, они интерпретируются как «львы со змеиной шеей». Обычно представленные как мифические существа, которые были завоеваны (или приручены), серпопарды могли представлять хаос, который, как считалось, существовал за пределами Египта.
Весьма любопытно, что Серпопард или подобные мифические существа также изображались в других древних культурах, включая Месопотамию и Элам. Однако их изображения отличались от египетских произведений искусства. Например, цилиндрическая печать Урука ясно изображает двух существ, похожих на серпопардов, чьи шеи переплетены, что предполагает сотрудничество или синтез.
🔵 Животное Сета (или ша)
Загадочное Животное Сета (или ша) было тотемным животным египетского бога Сета. Он символизировал природу хитрости и хаоса, воплощенных Сетом, который часто воспринимался как антагонистическое божество, с его владениями, варьирующимися от затмений и бурь до громов.
Однако, помимо атрибутов Сета, очень странное изображение Животных Сета делает его захватывающим. В некоторых представлениях мифический зверь представляет собой смесь муравьеда (с длинной круглой мордой), осла и шакала (или лисы-фенека). Эта странная анатомия становится еще более своеобразной благодаря жесткому раздвоенному хвосту и неестественно стоячим ушам.
Некоторые ученые даже утверждали, что Set Animal, возможно, представляет собой жирафа, хотя древние египтяне, похоже, различали жирафов и это загадочное гибридное существо. И еще более интригующим является тот факт, что, несмотря на свою кажущуюся фантастичность, ша обычно изображались в реалистичной манере, как настоящие существа.
🔵 Урей
Художественное представление Ваджет |
Урей (или Иарет, что означает «взращивающая кобру») был одним из мифических существ, олицетворявших саму королевскую власть, верховную власть и божественную власть египетских фараонов. Поднимающаяся кобра также символизировала Ваджет, древнеегипетское божество (часто изображаемое как богиня кобры), почитаемое как защитница реки Нил и Нижнего Египта.
Интересно, что, как и Ваджет, кажущаяся малоизвестной богиня Нехбет с головой белого стервятника почиталась как защитница Верхнего Египта (начиная с предыстории Египта). А ко времени объединения Верхнего и Нижнего Египта, около 3000 г. до н.э., символы этих двух божеств-покровителей объединились с царственным Уреем, опоясывающим двойную корону (пшент ) фараонов.
Этот элемент символики, связанный с Уреем, также был обнаружен в других формах древнеегипетского искусства, включая украшения, которые носили царственные женщины, и даже в иероглифах. Более того, в академических кругах существует гипотеза о том, как мотивы Серафимов (небесных существ из авраамических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам), возможно, в конечном итоге были заимствованы из иконографии Урея в Древнем Египте.
🔵 Эль Наддаха
Переход от древнего Египта к нашему современному миру, легенда об Эль-Наддахе, вероятно, началась в сельском Египте 20-го века. Часто описываемый как женский дух, родственный греческой сирене (или даже кельтской Банши), Эль Наддаха, как говорят, обитает на берегу Нила. Часто описываемая как потрясающе красивая женщина с почти прозрачной кожей и в чувственных нарядах, ее навязчиво-гипнотизирующий зов предположительно привлекает к ней мужчин. В некоторых городских легендах выйти из транса можно было только силой воли – когда мужчинам удавалось убежать из «ловушки». Но если транс не нарушен, жертва тянется к реке и тонет, предположительно, чтобы позже быть съеденным Эль Наддахой.