«За честь и славу» — современное изображение спартанского солдата, |
В 480 г. до н.э. огромная персидская армия под командованием императора Ксеркса (сына Дария Великого) выступила против Фессалии в центральной Греции. В основном они воевали против южных в основном демократических и независимых городов/государств. Армия насчитывала более 300 000 человек.
Первоначально эллины решили защищаться в долине Темпе (рядом с горой Олимп), отправив около 10 000 бойцов. Однако спустя пару месяцев они пришли к выводу, что лучше стоять у Фермопилского пролива (около 150 км (93 мили) к северу от Афин), где, однако, могло собраться всего лишь 7000 гоплитов. .
Художественное представление |
Война во время Олимпиады
Леонид I Спартанский |
Следует отметить, что в древности проливы Фермопилы были узкими от 10 до 100 метров (32,8-328 футов), окаймленными с одной стороны крутыми горными обрывами (на юге), а с другой стороны (на севере) море. Это был главный проход, ведущий в южную Грецию, хотя местность в этой области разнообразна (полна аномальных гор) вплоть до Ионического моря.
Вид на Фермопилский перевал в районе Финикийской стены. В древние времена береговая линия была там, где проходит современная дорога, или, возможно, даже ближе к горе. |
Битва при Фермопилах начинается
Первые четыре дня Ксеркс ждал, пока эллины покинут проливы. Он попросил Леонида сдать оружие, на что получил гордый и лаконичный ответ «Приди и возьми их» (μολών λαβέ). После этого в течение следующих трех дней персидская армия встретила сильное сопротивление (потеряв не менее 20 000 человек). В общей сложности неделю Ксеркс не мог пройти через Фермопилы.В конце концов имперская армия сочла необходимым отступить в Азию. Вероятно, отчасти это было связано с обеспечением такой большой армии припасами. По правде говоря, важно также отметить, что эллины, в отличие от своих противников, были более обучены боям фалангами и обладали лучшим вооружением (более длинные пики, более крупные щиты, металлические доспехи и т. д.).
Вверху: построение греческой фаланги. Внизу: четыре персидских воина из «Бессмертных» на фризах из глазурованного кирпича, найденных в Ападане (дворец Дария Великого) в Сузах. |
Однако самой большой проблемой, с которой столкнулась небольшая эллинская армия, было окружение (такое же, как и в Марафоне). Пытаясь достичь такой цели, Ксеркс первоначально направил более половины из 1300 персидских (в основном финикийских) военных кораблей к Эвбейскому заливу одновременно с битвой при Фермопилах .
Он надеялся высадить войска в тылу защитников проливов. Маневру Ксеркса предотвратил Фемистокл (герой, полководец и боец во время Марафонской битвы с «золотоносными» мидянами в 490 г. до н. э.). Фемистокл руководил 280 афинскими военными кораблями и трижды разгромил имперский флот в течение двух дней во время морских сражений у Артемиссии (примерно в 40 морских милях от Фермопил).
Некоторые внезапные штормы в регионе также уничтожили много персидских кораблей. Таким образом, легенды гласят, что усилиям эллинов также «помогли» боги. Более чем очевидно, что афиняне (а также феспийцы и, в конечном счете, платейцы) были очень обеспокоены исходом битв при Фермопилах и Артемисоне.
Карта кампании для битв при Фермопилах и Артемисии |
Окружение и конец
К 4-му дню окружения избежать не удалось. Это произошло на горе Каллидромон, через так называемую Анопею атрапос (очень грубую и узкую тропу длиной около 20 км (12,43 мили)). Этот путь проходит параллельно южнее Фермопилских проливов.Геродот писал, что этот путь открыл Ксерксу местный пастух по имени Эфиальт, сын Евридема (в отличие от демократического политика Эфиальта, сына Софонида и наставника Перикла ). Даже сегодня вина по-прежнему сосредоточена на пастухе Эфиальте (как на козле отпущения).
Известно также, что путь защищали еще 1000 гоплитов под командованием Леонида из Фокиды (Φωκίς) — города, находившегося под наблюдением Дельфийского оракула. Оракул уже «советовал» афинянам «бежать на край света» — φεῦγ᾽ ἔσχατα γαίης δώματα — спасаться от имперских войск.
«Триста спартанцев в битве при Фермопилах» |
Поэтому действительно любопытно, что к рассвету 4-го дня 1000 гоплитов были «застигнуты врасплох», когда они поднялись на скалистый холм примерно на 150 метров (492,13 фута) выше пути Анопеи, чтобы занять более подходящую оборонительную позицию.
Персам больше не нужно было вступать в бой с лучше расположенными греками, и они просто выпустили в них сотни стрел. Практически не обращая внимания на своих противников, « Бессмертные » (элитные вооруженные силы в армии Ксеркса) двинулись к своей главной цели — окружению Фермопилского пролива. Поэтому у большей части греков (около 4000 гоплитов) было достаточно времени (по крайней мере, несколько часов) для эвакуации проливов - вероятно, чтобы потом иметь возможность воевать где-то еще.
Под предлогом «разделения славы» с 300 оставшимися в живых спартанцами было настояно, чтобы 700 феспийцев из Беотии, находившихся в Фермопилах под предводительством Демофила, остались. Еще 400 солдат из Фив (соседи феспийцев, также из Беотии), по-видимому, были вынуждены Леонидом (и, очевидно, также феспийцами) остаться, поскольку их город подозревался в том, что он уже капитулировал перед Ксерксом. Легенды гласят, что их капитуляция была причиной того, что большинство их бойцов были порабощены, но не убиты после завоевания окруженных Фермопил.
Сомнительные «факты» Фермопилской битвы
Принимая во внимание вышеизложенное, получается, что некоторые «факты» не могли быть правдой. 1000 солдат из Фокиды вместе с их рабами, женами, детьми и другими родственниками предполагает число около 5000 человек. Когда добавляется Леонид (и, вероятно, большинство из 6000 бойцов, защищавших Фермопилы) и даже дельфийские жрецы , в общей сложности около 10 000 человек могли знать о существовании пути Анопеи. Однако главный вопрос связан с отсутствием обследования всего атрапоса, так как его могли охранять в разных точках несколько десятков воинов из Спарты или откуда-то еще.Эти солдаты могли бы предупредить Леонида или другого его офицера о новой ситуации, чтобы защитить и этот узкий проход, перебросив войска, если это необходимо. Эта (преднамеренная или нет) оплошность, вероятно, стоила Леониду жизни. Помимо присяги «с тем или на нем» (ή ταν η επi τας) по древнему миру пронеслась бы сплетня, что царь поступил неразумно с военной точки зрения. Поскольку Ксеркс приказал обезглавить мертвое тело Леонида, до сих пор помнят негативное отношение к его действиям.
С другой стороны, исход при Фермопилах должен был иметь разрушительные последствия для одного из двух главных греческих союзников. Афиняне были озабочены своим городом, храмами и особенно женщинами и детьми, которых в спешке перевели на остров Саламин . Таким образом, первенство после Фермопил осталось только Спарте, а Афины неизбежно заняли второе место - с той разницей, что была разрушена столица Аттики, а не столица Лакедемона.
Картина Жака-Луи Давида «Леонидас в Фермопилах» (1814 г.). Эта картина сочетает в себе как исторические, так и легендарные элементы битвы при Фермопилах. |
Вопросы и наблюдения
При рассмотрении вышеизложенных событий могут возникнуть дополнительные вопросы и наблюдения:- Почему Ксеркс послал «Бессмертных» начать марш незадолго до наступления темноты?
- Знал ли он, что атрапос практически не защищен?
- Он как-то договорился с Дельфийским оракулом?
- Почему локры (Λοκροί) должны были убедить Леонида остаться и сражаться при Фермопилах, а не на Коринфском перешейке (так называемый «вход» в Пелопоннес), как он изначально планировал?
- Договаривался ли Ксеркс с правителями Фокиды?
- Была ли жертва в Фермопилах необходимой в соответствии с законами Лакедемона, или Леонид чувствовал себя ответственным за то, что не охранял путь Анопеи?
- Почему в Фермопилы было отправлено всего 300 спартанцев?
- Несколько раз Леонид просил подкрепления, но безрезультатно. Возможно ли, что спартанские эфоры приказали ему (как написано в знаменитой Фермопилской надписи: «…убежденный их приказами… τοις κείνων ρήμασι πειθόμενοι) умереть в Фермопилах?
- Могло ли быть так, что пять эфоров планировали жертвоприношение Леонида из-за политического антагонизма между Аттикой и Лакедемоном, возможно, также имея в виду другое дельфийское изречение о необходимости смерти спартанского царя во время войны с Ксерксом для спасения их города ? В таком случае феспийцы были принесены в жертву, защищая свой соседний город, чтобы задержать Ксеркса (хотя это было всего на несколько часов, чтобы дать их родственникам необходимое время, чтобы избежать порабощения). С другой стороны, жертва Леонида была полностью посвящена славе Спарты.
- Кроме того, что реабилитировали свою репутацию от позднего прибытия спартанцев на бой в Марафонском сражении десятью годами ранее, пытались ли они еще и незаметно наказать не только «заносчивых», но и «чрезвычайно» демократичных афинян при Фермопилах? (В этом случае эфоры Лакедемона могли пойти на сознательный риск, чтобы добиться режима Азиатской империи, который, вероятно, считался даже более близким, чем режим Афин).
- Могло ли это быть следствием своего рода политического эгоизма, что афиняне доверились своим политическим противникам и не отправили также некоторых гоплитов к проливам горы Каллидромон? Может быть, чтобы не подчиняться спартанскому царю?
- Были ли Фермопилы «уроком», который через несколько недель заставил афинян следовать за спартанцами не только в своих сухопутных войсках, но и в морских делах?
Статуя Леонида I в Фермопилах |
Афинская борьба
После падения пролива ничто не могло остановить персов, мидян и других их союзников, которые вторглись в Афины и сожгли их. Вероятно, поэтому Фемистокл не доверил будущее афинян спартанскому «адмиралу» Евривиаду. Фемистокл считал, что (помимо известных стратегических причин мелководья и т. Д.) Афиняне будут героически и даже сверхчеловечески сражаться, защищая остров Саламин , когда их семьи еще не были порабощены.Вышеуказанную историческую призму легче осмыслить, чем здание Парфенона. Однако «неразумное» расходование на его строительство огромных средств символизировало борьбу афинян за независимость не только от Персидской империи, но и от Спарты — города-государства, которое могло поработить жителей Аттики, а постепенно и остальную часть Эллины, как илоты тоже. (В соответствии с лакедемонскими законами Ликурга и их традициями по крайней мере за два столетия до этого.)
««Фидий показывает своим друзьям фриз Парфенона» (1868 г.) |
В качестве примечания: важно пересмотреть древние войны, чтобы узнать правду. В то же время есть надежда, что современная опасность для человечества и международного мира может снизиться, когда будут отражены прошлые трагедии.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Dr Nickos Poulianos*,
«What Went Wrong? The Real Story of the Battle of Thermopylae»
Dr Nickos Poulianos |
* Доктор Никос А. Пулианос окончил факулбкутет биологии в Римском университете «Ла Сапиенца» в 1984 году, а в 1989 году получил полную докторскую степень в области антропологических наук, касающихся «человека Петралоны», во Флорентийском институте антропологии, получив стипендию Фонда Александра Онассиса. С 1985 по 1986 год д-р Пулианос получил стипендию от Министерства образования Греции на годичное стажировку в Геологическом институте Академии наук в Праге, за которой последовали дальнейшие исследования и исследования, завершившиеся второй докторской диссертацией по Палеонтология позвоночных Петралоны в 1998 году.
С 1986 года доктор Пулианос был принят Министерством культуры Греции в Эфорат (отдел) палеоантропологии-спелеологии, работая в различных греческих местах (Касос-Додеканес, Килкис, Киклады, Лесбос, Н. Спорады, Мани, Птолемаида, Халкидики и т. д.). ).
В 1990 г. его биография была включена в издание «Кто есть кто в мире», а в 2000 г. – в издание Международного биографического центра – Кембридж. С 2002 по 2006 год он преподавал студентам археологию в Эгейском университете, факультет средиземноморских исследований, Родос. В 2006-2008 годах он был избран в Совет Европейской Антропологической Ассоциации, а с 2010 года является казначеем правления. (Примеч. Louiza Smith)