Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Раскрытие природы и личности Зеленого Человека (часть-2)

Рисунок Зеленого Человека. Бехам, (Ганс) Себальд, 1500–1550 гг.

Рисунок Зеленого Человека.
Бехам, (Ганс) Себальд, 1500–1550 гг.


Один из самых важных вопросов, который следует обсудить в отношении Зеленого человека, изображения лица, окруженного листвой и зеленью, заключается в том, как он стал украшать интерьеры и экстерьеры церквей, приходов и других христианских зданий. Доказано, что божество появилось еще до прихода христианства. Появление Зеленого Человека в христианских местах было интересной загадкой для археологов и искусствоведов. Почему Зеленый Человек был изображен во многих христианских местах, если его происхождение было дохристианским? Не считается ли таким образом святотатством представить его в христианском контексте? Чтобы начать разгадывать природу этих вопросов, нужно сначала обсудить, откуда, по-видимому, возникают образы духа.

Зеленый Человек в соборе Святого Вита в Праге

Зеленый Человек в соборе Святого Вита в Праге


Хотя Зеленый Человек является самостоятельным существом, есть признаки того, что он был вдохновлен ранее существовавшими божествами, опять же, как до, так и после прихода Римской империи. Влияние изнутри Империи исходит как от римских, так и от греческих богов, особенно Пана/Фавна и Диониса/Вакха. (Для целей этой статьи эти боги будут называться их греческими именами, Дионисом и Паном). Оба бога — сексуализированные поклонники природы, поэтому представлены как антропоморфные олицетворения сил природы и ее циклической природы — совсем как Зеленый Человек. Пан был сатиром, наполовину человеком, наполовину козлом, который получал огромное удовольствие от секса почти со всем, что двигалось — черта сатиров как расы. Несмотря на это хриплое поведение, Пан был более важным существом природы, которому было поручено защищать пастухов, горы, пастбища, и дикий. Точно так же Дионис был молодым богом, который поощрял сексуальную и духовную свободу, чьи культы обращались преимущественно к подавленным в греческой и римской культурах: женщинам. Его богослужения часто превращались в оргии и чаще всего происходили на открытом воздухе посреди ночи.

Мраморная статуэтка Пана

Мраморная статуэтка Пана
работы Хосе Мануэля Феликса Магдалены


На первый взгляд кажется, что Дионис и Пан относятся к Зеленому Человеку только как к богам, присоединившимся к миру природы — секс, в котором они оба принимают участие, кажется жизненно важным аспектом только в отношении возможной связи Зеленого Человека с перерождением. Однако при ближайшем рассмотрении и Пан, и Дионис могут предложить больше. Пан считается защитником дикой природы, рассматривая как тех, кто возделывает ее, так и саму природу как обширную дикую местность. Дионис, с другой стороны, часто связывался с физическим актом смерти, так как второй миф о его рождении утверждал, что он был дважды рожденным божеством: один раз от благочестивой матери, а затем снова от бедра (иногда сердца) богини. его отец Зевс. В этом отношении Дионис берет на себя очень важную роль, относящуюся к последнему циклу жизни, точно так же, как Зеленый Человек, изображенный в виде черепа.

Пан

Пан считается защитником дикой природы, рассматривая как тех, кто возделывает ее, так и саму природу как обширную дикую природу


За пределами Римской империи наиболее распространена связь с богом Цернунносом, богом природы кельтов. Его часто называют «рогатым богом», в значительной степени потому, что он изображен с парой рогов на голове, что является преднамеренным (и вполне очевидным) указанием на его связь с животными — оленями, собаками, баранами и т. д. Мало что известно. известно о Цернунносе из-за скудных литературных записей кельтов, но современные исследования его происхождения и поклонения показывают, что, вероятно, он был богом природы и плодородия, который не был ассимилирован римской культурой, как некоторые другие кельтские боги. Тем не менее, Цернуннос был известен в империи, особенно на границах, и поэтому его упоминание как предшественника Зеленого Человека вполне уместно.

Цернуннос, бог природы кельтов

Цернуннос, бог природы кельтов


Боги, которые циркулировали внутри и те, кто прошел через Римскую империю, имеют отношение к исследованию христианской природы Зеленого человека из-за влияния Рима на христианство. Религия стала доминировать в западном мире благодаря влиянию римского императора Константина I в четвертом веке нашей эры. Поскольку новая религия сначала процветала рядом с их первоначальными языческими обычаями, вполне вероятно, что имели место взаимные визуальные заимствования — намеренно или нет. Такие ученые, как Томас Мэтьюз и Тимоти Фреке, долгое время считали, что распространение христианства по всему Древнему Риму и его окрестностям помогло перенять иконографические элементы от ранее существовавших римских божеств, таких как Дионис, и объединить их с Иисусом. Назарета.

Поскольку у Зеленого Человека нет мифов, окружающих его жизнь, как у других дохристианских духов, значение его изображения могло быть выведено или растянуто для христианских верующих. Вполне вероятно, что ранние христиане видели в Зеленом Человеке символ циклической природы христианства и помещали его в виде резьбы по камню или дереву на церквях и внутри них, чтобы напоминать последователям об определенных фундаментальных христианских идеалах. Ученые предполагают, что Зеленый Человек ценился в некоторых христианских контекстах как символ возрождения или падения человека в Эдемском саду. Точно так же, как возрождение, уверенность и гибель были в основе верований дохристианского Зеленого человека, постхристианский Зеленый человек, похоже, так же ценится и, таким образом, помещается в качестве напоминания во всех христианских святилищах.

Дохристианский символ Зеленого Человека сидит рядом с христианской статуей Иисуса, Святого Иоанна Крестителя, Святого Михаила и всех ангелов

Дохристианский символ Зеленого Человека сидит рядом с христианской статуей Иисуса, Святого Иоанна Крестителя, Святого Михаила и всех ангелов


Хотя Зеленый Человек как христианская икона представляет собой загадку, то, что можно увидеть в археологических записях и историках искусства, дает интересный взгляд как на древний, так и на современный символ. И христиане, и язычники нашли цель для идеалов, которые поддерживал его образ, и разделяли его образ в дебрях лесов и колоннах церквей. Несмотря на то, что его происхождение может навсегда остаться неизвестным, его значение как символа природы и жизненных циклов остается и продолжает цениться сегодня среди последователей неоязыческой религии.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Riley Winters,
«Unraveling the Nature and Identity of the Green Man part-2»


Часть-1