Римляне считали такие человеческие качества, как храбрость и воинственность, находящимися в обратной зависимости от степени развития цивилизации. Поэтому они старались привлекать для службы в армии варваров, находившихся на периферии провинциальной системы. В результате в римской армии императорского времени было непропорционально много выходцев из ряда племенных групп, которые относились римлянами к числу «воинственных народов». Одним из этих воинственных племен являлись батавы, обитавшие в низовьях Рейна на территории современных Нидерландов.
Варвары в римской армии
Происхождение батавов
У римских авторов батавы пользовались славой доблестных и отважных воинов, искусных всадников, способных в полном вооружении вплавь пересекать большие реки, держась за гриву коня и не нарушая воинского строя. Из-за столь высокой военной репутации римляне стремились заполучить батавов для военной службы в составе конных и пеших вспомогательных отрядов. Много их служило и в отряде германских телохранителей императоров династии Юлиев-Клавдиев, которых привлекал их воинственный вид и прославленная личная преданность.
Занимаемая батавами область на нижнем Рейне |
Страна батавов
Следы этого погрома были обнаружены археологами, однако в целом результаты раскопок обнаруживают гораздо более сложную картину, чем та, что представлена у Цезаря или Тацита. На большинстве изученных археологами поселений наблюдается непрерывность традиции обитания, материальная культура и технологии, плавно переходящие от поздней стадии Железного века к раннему римскому времени. Эти признаки определенно свидетельствуют, что значительная часть прежнего населения во время постигшего их страну бедствия смогла укрыться в лесах, а затем вернуться на родные пепелища и отстроить свою жизнь заново.
Благодаря успехам археологии появление батавов на нижнем Рейне можно проследить на примере нумизматических находок. В первой половине – середине I века до н.э. на территории между Соммой, Маасом и Рейном находят золотые статеры низкого качества, относящиеся к типу Scheers 31, на одной стороне которых отчеканено изображение трискелиона (символа в виде трёх бегущих ног, выходящих из одной точки – прим. ред.), а на другой – лошади. Археологи приписывают эти монеты эбуронам.
Карта находок «радужных чашечек» по обоим берегам Рейна |
Последние изначально представляли собой сравнительно немногочисленную группу воинов, которые получали этими монетами жалование за свою службу. Обосновавшись с римской санкции в бывших владениях эбуронов, батавы смогли легко подчинить себе разрозненные остатки местного населения и занять среди них лидирующее положение.
Общество батавов
Однако впоследствии ряд знатных семейств батавов, в том числе знаменитый Юлий Цивилис, считались потомками царского рода (stirps regia). Также и Флавий Цериал, префект IX Батавской когорты, стоявшей в Виндоланде в Британии, в одном из дошедших до нас писем именуется своим подчиненным не только начальником, но и царём (dominus et rex suus).
Шлем, обнаруженный на месте батавского святилища Геркулеса-Магузана в Кессель-Лите. Середина – вторая половина I века до н.э. |
Будучи вынуждены нести службу вдали от мест формирования, союзнические вспомогательные части очень скоро теряли чистоту этнического состава и начинали комплектоваться рекрутами по месту их стоянки. Батавские же когорты, находившиеся в Британии, по мере убыли личного состава продолжали пополняться рекрутами, набранными исключительно из числа самих батавов. Солдаты в отношениях друг с другом руководствовались принесенными из дома принципами родственного и соседского поведения, а также продолжали поддерживать связи со своими домашними, о чем свидетельствуют их письма из Виндоланды.
Острие меча
Батавы оказали римлянам множество услуг во время их походов в зарейнскую Германию между 12 годом до н.э. и 17 годом н.э., а также при завоевании Британии в 43 году н.э. В это время, согласно подсчетам историков, батавы выставляли не менее девяти вспомогательных когорт и минимум одну кавалерийскую алу. Кроме того, в большом числе они служили в составе отряда германских телохранителей императоров династии Юлиев-Клавдиев в Риме и в качестве гребцов и матросов на кораблях рейнской флотилии. Таким образом, общее число батавов, мобилизованных и привлеченных Римом к военной службе, находилось между 5 и 10 тысячами человек, что создавало серьезную нагрузку на демографию бедного и малонаселенного региона.
Летом 70 года новый римский военачальник Квинт Петилий Цериал одержал победу над повстанцами и захватил земли батавов. Условия капитуляции оказались сравнительно мягкими. Репрессиям подверглись лишь непосредственные виновники восстания, включая Цивилиса, в остальном батавы сохранили свои прежние привилегии.
Романизация
По возвращении домой после окончания службы благодаря военной дисциплине и подготовке, приобретенным во время службы связям и накопленным средствам, батавские ветераны нередко занимали высокое положение у себя дома, женились и заводили детей. За время военной службы они, как правило, полностью романизировались, усваивая характерные элементы римской культуры и образа жизни. На родине они способствовали распространению этих стандартов среди своих домашних и соседей.
Одним из примеров культурной диффузии является необыкновенно высокий процент греческих имен среди батавской знати. Значительное число найденных голландскими археологами предметов военного снаряжения, свидетельствует о большом проценте связанных с армией лиц и отставных военных в составе батавского общества. В этом смысле не только батавские когорты в составе римской армии, но и всё батавское общество в целом было «сообществом братьев по оружию».
Литература:
- Callies H., Neumann G. Bataver // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. Berlin/New York 1976, Bd. 2, S. 90–91.
- Ihm M. Batavi. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttgart 1893, Bd. 3,1, S. 118–121. // de.wikisource.org
- Roymans N. Ethnic Identity and Imperial Power: The Batavians in the Early Roman Empire. Amsterdam 2004.
- Derks T. Ethnic identity in the Roman frontier. The epigraphy of Batavi and other Lower Rhine tribes. Ethnic Constructs in Antiquity: The Role of Power and Tradition. Ton Derks, Nico Roymans (ed.). Amsterdam: Amsterdam University Press, 2009. p. 239–282.
- Speidel M. P. Swimming the Danube under Hadrian's eyes: A feat of the Emperor's Batavi horse guard // Ancient Society. 1991. Vol. 2. P. 277–282.
- Speidel M. P. Riding for Caesar: The Roman Emperors’ Horse Guards. Cambridge, 1994.
- Alföldy G. Die Hilfstruppen der römischen Provinz Germania inferior, Bonn 1968.
- Willems, W.J.H., Romans and Batavians. A regional study in the Dutch Eastern River Area, II // Berichten van de Rijksdienst voor het Oudheidkundig Bodemonderzoek, 1984, Bd. 34, S. 39–331.
- Nicolay J. Armed Batavians: Use and Significance of Weaponry and Horse Gear from Non-military Contexts in the Rhine Delta (50 BC to AD 450). Amsterdam: Amsterdam University Press, 2007, 424 p.
Aleks Kozlenko