Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Священное искусство Древнего Египта (часть - 12)


Символика поз и жестов

Язык жестов и поз не чужд и нам, современным людям. Мы говорим, что позы и жесты отражают различные состояния нашей души.

Египетская культура включила жестикуляцию в свой изобразительный ряд. Канонический набор поз и жестов использовался художниками на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации. Некоторые из них представлены в данной экспозиции.

Следует отметить, что большинство канонических поз и жестов имеют аналоги в священных письменах - иероглифах.

"Как наверху, так и внизу", - говорили древние египтяне, храня неразрывную связь между тем и другим. Они тонко чувствовали связь с миром невидимым и считали, что как невидимое может проявиться здесь (в том числе и благодаря изобразительному искусству), так и земные действия (в нашем случае - изображения) влияют на происходящее в сакральном пространстве.

Изображая статичную фигуру, например статую писца Каи из парижского Лувра, мы видим неподвижно сидящего человека, готового к восприятию божественного слова и к тому, чтобы передавать его людям.

В случае изображения более активных действий, например человека в позе почитания или жертвоприношения, египтяне верили, что их "духовный двойник" Ка в невидимом мире совершает те же самые действия перед ликами богов.

Шакалоголовые божества в позе хену

Статуя Рамсеса II в образе Хорпократа

Статуя Осириса,
Исторический музей, Каир

Рамсес III,
подносящий серебро, золото и храмовую утварь богам Амону-Ра и Мут.
Роспись на стене сокровищницы в храме Мединет-Абу.

Птах-Сокар-Осирис

Стела жреца Чиа

Рамзесс II в позе ребёнка

Статуя фараона Эхнатона в стиле ранней Амарны.
 Каирский музей

Базальтовая статуя Тутмоса III в Луксорском музее

Стелла Хора на крокодилах

Писец Исек
________________________