Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Гибель дирижабля «Гинденбург»

Дирижабль «Гинденбург»
6 мая 1937 года немецкий дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение в США. Катастрофа, унесшая 36 жизней, завершила эпоху пассажирских дирижаблей
Этот летающий дирижабль был создан и назван в честь Рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга. Строительство его было завершено в 1936-м году, а через год, самый большой на то время дирижабль в мире, потерпел крушение.

Строительство цеппелина LZ 129 «Гинденбург» заняло порядка пяти лет.

Кон­структивно это был так называемый жесткий дирижабль — наиболее рас­про­стра­ненный тип эпохи пассажирского дирижабле­строения. Каркас из дюр­алю­миния  был обтянут тканью, а внутри размещены замкнутые камеры с газом. Жесткие дирижабли были огромного размера: в противном случае подъемная сила получалась очень маленькой.






Строительство дирижабля под кодовым названием LZ 129 началось
в Герма­нии в 1931 году — еще до прихода Гитлера к власти —
и заняло почти пять лет.
Первый полет LZ 129 состоялся 4 марта 1936 года. На тот момент это был са­мый крупный пассажирский дирижабль в мире. Поначалу его хотели назвать в честь фюрера, но Гитлер был против: любая неприятность с машиной могла нанести урон его имиджу. Тогда дирижаблю дали имя «Гинденбург» — в честь Пауля фон Гинденбурга, с 1925 года занимавшего пост рейхспрезидента  Гер­мании. Именно он в 1933-м назначил Адольфа Гитлера канцлером, однако по­сле смерти Гинденбурга в 1934-м Гитлер отменил пост рейхспрезидента и при­нял все полномочия главы государства.





Гигантское водоплавающее судно потрясало своими масштабами: «Гинденбург» имел 245 метров в длину и был лишь на 24 метра короче «Тита­ника». Четыре мощных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км/ч — то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. На борту ди­ри­­жабля могли находиться 100 человек, а всего он был способен поднять в воз­дух около 100 тонн груза, из которых 60 тонн приходилось на за­пас топ­лива.






















В отличие от ряда других немецких дирижаблей, пассажирские каюты «Гин­ден­бурга» находились не в гондоле, а в нижней части основного корпуса. Каждая каюта была площадью три квадратных метра и оснащена двумя крова­тями, пластиковым умывальником, небольшим встроенным шкафчиком и от­кидным столиком. Окон и туалетов не было.

«Гинденбург» над Манхэттеном. 1936 год
© New York Times Co. / Getty Images
В первой трети XX века Германия была абсолютным лидером дирижаблестрое­ния. Придя к власти, нацисты рассматривали дирижабли как важное средство пропаганды за рубежом, сделав их своей визитной карточкой. С этой точки зрения полеты в Северную Америку считались особенно важными. Всего через два месяца после испытательного полета, 6 мая 1936 года, «Гинденбург» совер­шил свой первый перелет в США по маршруту Франкфурт — авиабаза Лейк­хёрст (Нью-Джерси). Полет занял 61 час 40 минут: в Лейкхёрст, пролетев по пу­ти над Нью-Йорком, «Гинденбург» прибыл 9 мая.

Пауль Шульте служит мессу на борту дирижабля. 6 мая 1936 года
© bistum-magdeburg.de
Во время первого трансатлантического полета на борту «Гинденбурга» было множество знаменитостей. Среди них был и католический миссионер Пауль Шульте, известный как Летающий Священник. Во время Первой мировой он служил боевым летчиком, а затем стал миссионером в Африке, добираясь в труднодоступные районы на самолете. Перед полетом «Гинденбурга» Шульте лично просил папского одобрения на служение первой в мире «воздушной мес­сы» и, получив его, провел службу в среду, 6 мая 1936 года, когда дири­жабль был над Атлантикой.

«Гинденбург» над олимпийским стадионом. 1 августа 1936 года
© Keystone Pictures / DIOMEDIA
Как минимум дважды «Гинденбург» использовали в качестве средства пропа­ганды внутри Германии. Так, 1 августа 1936 года, во время берлинской Олим­пиады, он совершил полет над олимпий­ским стадионом на высоте 250 метров. Дирижабль с олимпийскими кольцами на борту кружил над городом около часа, и немецкая пресса писала, что полет увидели 3 миллиона человек. Позд­нее, 14 сентября 1936-го, «Гинденбург» также пролетел над съездом НСДАП  в Нюрнберге — ежегодном событии, воспетом в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли».

«Гинденбург» прибывает на авиабазу Лейкхёрст. 9 мая 1936 года
The U.S. Coast Guard / Wikimedia Commons
Оказавшись над территорией США, экипаж «Гинденбурга» всегда стремился пролететь над крупными городами, но неизменным местом высадки пассажи­ров была авиабаза Лейкхёрст, расположенная почти в 100 кило­метрах от Нью-Йорка. Перед Второй мировой это был центр дирижаблестроения США, к кото­рому были приписаны крупнейшие американские дирижабли — в том числе военный дирижабль-авианосец «Акрон», который потерпел крушение у берегов США в 1933-м. Это была самая крупная по количеству жертв катастрофа эпохи дирижаблей: из 76 членов команды уцелели лишь трое. Однако крушение «Гин­денбурга» быстро затмило гибель «Акрона» — главным образом потому, что стало одним из первых крушений, произошедших в прямом эфире.

«Гинденбург» над Нью-Йорком. 6 мая 1937 года
© Zuma / TASS
6 мая 1937 года во время очередного полета в США «Гинденбург» потерпел катастрофу при посадке на базе Лейкхёрст. Под управ­ле­нием капитана Макса Прусса дирижабль покинул Германию вечером 3 мая с 97 людьми на борту, а утром 6 мая достиг Нью-Йорка. Демонстрируя дирижабль американцам, Прусс подлетел к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, после чего взял курс на Лейкхёрст.

Грозовой фронт вынудил «Гинденбург» какое-то время выждать, и лишь в восьмом часу вечера капитан получил разрешение на посад­ку. За несколько минут до начала высадки пассажиров в газовом отсеке произо­шло возгорание, и пылающий дирижабль рухнул на землю. Несмотря на огонь и падение с большой высоты, из 97 человек выжили 62. Погибли 13 пассажи­ров, 22 члена экипажа и один служащий базы, находившийся на земле.

Крушение «Гинденбурга». 6 мая 1937 года





Каркас «Гинденбурга», охваченный огнем. 6 мая 1937 года
© AP Images / TASS
«Гинденбург» был заполнен высокогорючим водородом вместо значительно более безопасного гелия — именно поэтому огонь так быстро распространился. В первой половине XX века основным поставщиком гелия были США, однако его экспорт в Германию был запрещен. При перво­начальной проектировке дирижабля в 1931-м предполагалось, что к началу эксплуатации удастся полу­чить гелий, но после прихода к власти нацистов политика США по этому во­просу стала еще жестче, и «Гинденбург» был модифицирован для использова­ния водорода.

Крушение «Гинденбурга». 6 мая 1937 года
© Sam Shere / Getty Images
Этот снимок, включенный журналом Time в список 100 самых важных фото­гра­­­фий в истории человечества, сделал Сэм Шер из новостного агентства International News Photos. Он был одним из двух дюжин репортеров и фотогра­фов, встречавших «Гинденбург» в Лейкхёрсте. Из десятков фотографий, сде­лан­ных на месте трагедии, именно это фото попало на обложку Life, а затем было перепечатано сотнями изданий по всему миру. А 32 года спустя, в 1969-м, фото Шера также стало обложкой дебютного альбома группы Led Zeppelin.

Поминальная служба по жертвам катастрофы. Нью-Йорк, 11 мая 1937 года
© Anthony Camerano / AP Images / ТАСС
Поминальная служба по 28 жертвам катастрофы (все они были немецкого происхождения) прошла в Нью-Йорке 11 мая 1937 года на пирсе, с которого суда отправлялись в Германию. По сообщению американской прессы, церемо­нию посетили более 10 тысяч членов различных немецких организаций. После того как к гробам жертв возложили цветы и отдали им нацистское приветст­вие, гробы были торжественно погружены на немецкий пароход «Гамбург» и отправлены для захоронения в Германию.

Обломки дирижабля «Гинденбург»
Wikimedia Commons
В конце 1937 года дюралюминиевый каркас «Гинденбурга» был отправлен в Гер­манию и отдан на переплавку для нужд люфт­ваффе . Несмотря на неко­то­рые конспиро­логические теории (в качестве основной предполагалось нали­чие на борту бомбы с часовым механизмом), и американская, и немецкая ко­мис­­сии пришли к выводу, что взрыв внутренних баллонов с газом был вызван обрывом троса, повредившим один из баллонов.

Каркас «Гинденбурга» на месте крушения
© Murray Becker / AP Images / TASS
Сразу после катастрофы Германия прекратила все пассажирские полеты дири­жаблей. В 1940 году два других пассажирских дирижабля — LZ 127 и LZ 130, так называемые «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II» — были разобраны, а их дюр­алю­­ми­ниевые каркасы были отправлены на переплавку.