Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Поменять щиты и топоры на нефрит и шелка – идиома 19


Китайская идиома «поменять щиты и топоры на нефрит и шелка»
происходит из истории о том, как Великий Юй заменил военные
меры отца на взаимопомощь. Иллюстрация: Чжицин Чэнь
Китайская идиома «Поменять щиты и топоры на нефрит и шелка» — это образное выражение, которое означает обратить войну в мир или вражду в дружбу. Эту фразу используют и в значении — превратить что-то плохое в хорошее.

История о происхождении этой идиомы записана в первой главе книги «Хай Нань Цзы»* (淮南子).

Как гласит легенда около 4 тысяч лет назад Гунь был вождём Ся — одного из нескольких китайских племён, пострадавших от разрушительных наводнений того периода, и отцом Великого Юя**.

Чтобы защитить себя и своё племя Гунь вокруг города построил стену почти в два с половиной метра высотой и сделал ров вокруг городских стен. Многим жителям этого племени не нравились меры Гуня, и они разочаровались в нём.

Другие племена, увидев, что Гунь потерял доверие народа, решили воспользоваться этой возможностью, чтобы напасть на племя Ся.

Спустя некоторое время Юй унаследовал власть от своего отца и стал главой племени. Осознав, какую ошибку сделал его отец, Юй приказал разрушить городские стены, засыпать ров, перераспределить имущество, уничтожить оружие и стал воспитывать в людях высокие моральные качества.

Будучи человеком благородным с сильным характером Юй объединил людей из разных племён, чтобы вместе бороться с наводнением.

Он старательно работал над укрощением наводнений. В течение 13 лет он трудился над тем, чтобы построить каналы, которые отведут воду от крупных рек в море.

Легенда гласит, что в те годы Юй три раза проходил мимо своего дома, но ни разу не зашёл, поскольку был так занят заботой о людях и сдерживанием наводнений.

В конце концов, Великий Юй смог остановить наводнение и его бескорыстный характер завоевал сердца местных жителей. Во время его правления племя Ся стало сильным и процветающим.

Увидев, как мирно и счастливо стало жить племя Ся, люди других племён захотели, чтобы Юй стал и их вождём. Десятки тысяч людей пришли с нефритом и шелками засвидетельствовать своё уважение Юю.

Отсюда и возникла китайская идиома «поменять щиты и топоры на нефрит и шелка». В русском языке есть похожее выражение — «перековать мечи на орала».

Ми Сяо, Велика Епоха

Примечание:

* Книга «Хуай Нань Цзы» была составлена в 139 году до н.э. во время правления западной династии Хань. Это классический текст, который включает в себя даосистские, конфуцианские и правоведческие философии. Она состоит из 21 главы и охватывает такие темы, как мифы, история, астрономия, география, философия, наука, метафизика, природа и политика. В первой главе «Юань Дао Сюнь» (原道訓) представлены размышления о Дао.
** Великий Юй был потомком Жёлтого императора и унаследовал власть над Китаем у правителя Шуня (около 2205 г. до н.э.). Юя почитали за его доброту, за способности и достижения в сдерживании постоянных наводнений, происходивших в то время.