Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Бог умер?


«Gott ist tot», что в переводе с немецкого звучит как «Бог умер» — пожалуй, самое известное высказывание Фридриха Ницше. Эта фраза была написана в книге «Весёлая наука», над которой Ницше трудился в 1881—1882 годах. Спустя почти полтора века это высказывание стало крылатым, а Neokant, увлекающийся философией, пытается понять, что же имел в виду Ницще на самом деле.

Когда-то Фридрих Ницше обронил:  «Бог умер!» и эта фраза стала крылатой. Ужасы двух мировых войн, кажется, убедили многих в том, что Бог и правда умер, если возможно злодейство таких масштабов. Но давайте подумаем, что бы значила эта фраза и правдива ли она.

Во-первых, она может означать, что больше нет идеи Бога. Но это противоречит фактам, что какая-то идея Бога всё же жива и оказывает тем или иным способом влияние на некоторых людей.

Во-вторых, это может означать, что Бог и в самом деле умер. Если мы обратимся ко всем проблемам, с которыми сталкивается мир, то такая мысль не кажется бессмысленной и при первом взгляде объясняет всё происходящее. Однако, если Бог это Бог, то он не может умереть. Ведь этим именем люди издревле наделили существо бессмертное.

В-третьих, это может означать, что ортодоксальное христианское представление о Боге больше не жизнеспособно в свете современных знаний.

Таким образом, концепция Бога более не состоятельна в наше просвещённое время. Но строго говоря, и такое понимание фразы Ницше лишено смысла. Тогда получается, что христианской концепции Бога не только сейчас, но и никогда раньше не соответствовало никакое существо. Это означает лишь крах концепции, а не смерть Бога.

В конечном счёте мы возвращаемся к вопросу о том, что такое Бог, который всегда возникает в любых спорах о религии.

Очевидно, что проблема Бога — это одна из тех проблем, о которых по мысли Канта мы не можем не думать, поскольку мы так устроены. Такова наша природная потребность, хотя кто-то хотел бы отмахнуться от этого вопроса совсем.

Что же такое в сущности Бог?

Жизнеспособная концепция Бога должна ясно ответить на все рациональные возражения против этой идеи. Ведь если сказать, что Бог всеведущ, всемогущ и всеблаг, то такое представление сталкивается с неразрешимой проблемой зла в нашем мире и иными явными противоречиями, с которыми не хочет мириться наш разум.

Если же сказать, что Бог это «конечный смысл всего», «причина всех причин» или «основа бытия», или что это некий дух, разлитый во вселенной, то такое определение оказывается слишком расплывчатым.