Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Подводные колонии Жака-Ива Кусто из 1960-х годов

Подводные колонии Жака-Ива Кусто

Подводные среды обитания — это подводные сооружения, в которых люди могут жить в течение длительного времени и выполнять большинство основных человеческих функций в течение 24-часового дня, таких как работа, отдых, прием пищи, соблюдение личной гигиены и сон. В этом контексте «среда обитания» обычно используется в узком смысле, обозначая внутреннюю и непосредственную внешнюю часть сооружения и его приспособлений, но не окружающую его морскую среду.

Идеи покорения морских глубин и строительства подводной колонии уже давно очаровывают человечество. Все мы слышали о приключениях капитана Немо и его удивительного судна «Наутилус». Подводные лодки уже давно стали реальностью, но постоянное подводное место обитания все еще остается предметом изучения. Мысль о жизни под водой была довольно популярна в 1960-х и 1970-х годах. Например, новые технологии и материалы вдохновили доктора Бонда (американского военного врача) на создание функционального подводного жилища. Военно-морские силы США не были в восторге от этой идеи и отвергли проект как неосуществимый.

SP-350 Denise Кусто, известная как «Ныряющая тарелка».

SP-350 Denise Кусто, известная как «Ныряющая тарелка». Небольшая подводная лодка, рассчитанная на двух человек и способная исследовать глубины до 400 метров (1300 футов)


К счастью, Бонд связался с другим человеком, которого увлекла та же авантюрная идея. Этим человеком был Жак Кусто. Этот французский кинорежиссер, новатор, ученый, фотограф, автор и исследователь был, вероятно, одним из величайших исследователей подводного мира. Он изучал море и все формы жизни в воде. Кусто и его команда водолазов «Калипсо» приняли этот вызов. Очень скоро они предприняли первые попытки создания подводной колонии в истории человечества.

Название проекта было «Conshelf». Conshelf, сокращение от Continental Shelf Station, представляла собой серию подводных жилых и исследовательских станций, созданных командой Жака-Ива Кусто в 1960-х годах. Первоначальный проект предполагал погружение пяти из этих станций на максимальную глубину 300 метров (1000 футов) в течение десятилетия; в действительности были завершены только три с максимальной глубиной 100 метров (330 футов). Большая часть работы была частично профинансирована французской нефтехимической промышленностью, которая, как и Кусто, надеялась, что такие обитаемые колонии могут служить базовыми станциями для будущей эксплуатации моря.

Однако такие колонии не нашли продуктивного будущего, поскольку Кусто позже отказался от поддержки такой эксплуатации моря и направил свои усилия на сохранение. В последующие годы также было обнаружено, что промышленные задачи под водой могут более эффективно выполняться подводными роботизированными устройствами и людьми, работающими с поверхности или с более мелких опущенных конструкций, что стало возможным благодаря более глубокому пониманию физиологии дайвинга. Тем не менее, эти три эксперимента по подводной жизни во многом способствовали расширению знаний человека о подводных технологиях и физиологии и были ценны как «доказательства концепции». Они также во многом способствовали популяризации океанографических исследований и, по иронии судьбы, открыли эпоху сохранения океана посредством повышения осведомленности общественности. Наряду с Sealab и другими, он породил поколение меньших, менее амбициозных, но более долгосрочных подводных местообитаний, в первую очередь для целей морских исследований.

✔️ Conshelf I

Conshelf I (станция континентального шельфа), построенная в 1962 году, была первой обитаемой подводной средой обитания. Разработанная Жаком-Ивом Кусто для записи основных наблюдений за жизнью под водой, Conshelf I была погружена на глубину 10 метров (33 фута) недалеко от Марселя, и в первом эксперименте команда из двух человек провела семь дней в среде обитания. Ожидалось, что два океанавта, Альбер Фалько и Клод Уэсли, будут проводить не менее пяти часов в день за пределами станции и ежедневно проходить медицинские осмотры.

Conshelf I и Calypso (исследовательское судно Кусто)

Conshelf I и Calypso (исследовательское судно Кусто)


Жак-Ив Кусто посещает Фалько и Уэсли внутри среды обитания Conshelf I

Жак-Ив Кусто посещает Фалько и Уэсли
внутри среды обитания Conshelf I


✔️ Conshelf II

Conshelf II, первая амбициозная попытка людей жить и работать на морском дне, была запущена в 1963 году. В ней полдюжины океанавтов жили на глубине 10 метров (33 фута) в Красном море у берегов Судана в доме в форме морской звезды в течение 30 дней. Эксперимент по подводной жизни также имел две другие структуры, одна из которых была ангаром для подводной лодки, в котором размещалась небольшая двухместная подводная лодка, называемая «ныряющей тарелкой» из-за ее сходства с летающей тарелкой из научной фантастики, и меньшая «глубокая каюта», где два океанавта жили на глубине 30 метров (100 футов) в течение недели.

Conshelf II до затопления

Conshelf II до затопления


Они были одними из первых, кто дышал смесью гелия и кислорода, избегая обычной смеси азота и кислорода, которая при дыхании под давлением может вызвать наркоз. Глубокая кабина также была ранней попыткой погружения с насыщением, в которой ткани тела океанавтов полностью насыщались гелием в дыхательной смеси, в результате вдыхания газов под давлением. Обычно это оказывалось фатальным, когда команда возвращалась на поверхность, и в это время пониженное давление приводило к тому, что гелий выходил пузырями в суставы и ткани водолаза, вызывая у них кессонные заболевания. Традиционным решением было бы подвергнуть водолазов длительной и сложной декомпрессии; однако в этом случае водолазы вместо этого дышали богатой кислородом смесью газов в течение нескольких часов, прежде чем вернуться на поверхность, чтобы вывести избыток гелия из своих тканей. Они не испытали никаких видимых побочных эффектов.

Дайверы Conshelf II играют в шахматы в доме Starfish.

Дайверы Conshelf II играют в шахматы в доме Starfish.


Подводная колония поддерживалась воздухом, водой, едой, электроэнергией, всем необходимым для жизни, от большой группы поддержки наверху. Водолазы провели множество экспериментов во время своей миссии. Например, они изучали поведение акул и спускались на глубину почти 170 футов, используя специально разработанные клетки. Кокто также установил новый стандарт в истории кинематографа во время этой миссии. Он опустился на глубину 1000 футов, используя «желтую подводную лодку». Это были самые глубокие кадры на тот момент.

Дайвер «Калипсо Кусто» смотрит в окно дома-музея «Морская звезда» на Conshelf II

Дайвер «Калипсо Кусто» смотрит в окно
дома-музея «Морская звезда» на Conshelf II


Conshelf II был определяющим усилием в изучении физиологии и техники дайвинга и привлек широкую общественность благодаря своему драматическому виду и ощущениям в стиле «Жюль Верн». Художественный фильм Кусто об этом усилии был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный фильм в следующем году.

✔️ Conshelf III

Conshelf III был инициирован в 1965 году. Шесть водолазов (включая сына Жака-Ива Кусто Филиппа ) жили в среде обитания на глубине 102,4 метра (336 футов) в Средиземном море недалеко от маяка Кап-Ферра, между Ниццей и Монако, в течение трех недель. В этих усилиях Кусто был полон решимости сделать станцию ​​более автономной, разорвав большинство связей с поверхностью. Под водой была установлена ​​имитация нефтяной вышки, и водолазы успешно выполнили несколько промышленных задач.


Conshelf III

Conshelf III


Водолазы Conshelf III

Водолазы Conshelf III сдают свое снаряжение после ежедневного
рабочего погружения на глубину около 400 футов.





(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Boban Docevski,
«Jacques Cousteau’s underwater colonies from the 1960s»