Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Легенда о всаднике без головы восходит к кельтским поверьям о предвестнике смерти, который пришел произнести чье-то имя

Джонни Депп в фильме «Сонная лощина»

Джонни Депп в фильме «Сонная лощина»


«Гигантского роста и закутанный в плащ, Икабод ужаснулся, узнав, что у него нет головы! Но его ужас еще больше усилился, когда он увидел, что голову, которая должна была лежать на его плечах, несли перед ним на луке седла!»

Вашингтон Ирвинг, «Легенда о Сонной Лощине».

Классический рассказ 1820-х годов об Икабоде Журавле был написан при идеальных обстоятельствах. «Местные сказки и суеверия лучше всего процветают в этих защищенных, давно заселенных убежищах», - написал Вашингтон Ирвинг о своем рассказе об Икабоде Крейне, худощавом, умном оксфордском школьном учителе, и его встрече «лицом к лицу» с всадником без головы.

Убежище Ирвинга в течение длительного времени проходило в небольшой деревне на берегу реки Гудзон в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк, и там процветала легенда о гессенском солдате, которому во время войны за независимость отрубило голову пушечное ядро. Обезглавленный и похороненный без головы на кладбище Сонной Лощины, он, как полагали, охотился по ночам, отчаянно ища свою пропавшую голову. Это было любимое местное суеверие. Легенда гласит, что о тех, кому посчастливилось встретиться с ним, больше ничего не было слышно.

Это не первая записанная история о всаднике без головы. В знаниях о привидениях есть ряд таких сказок; Братья Гримм опубликовали две такие немецкие народные сказки из двух разных городов. В сказке о Гансе Ягендтейфеле, действие которой происходит недалеко от Дрездена, на востоке Германии, женщина, собирающая желуди в месте под названием «Затерянные воды», слышит охотничий рог и оборачивается и видит стоящего над ней обезглавленного «охотничьего дьявола». В Брансуике «Дикий охотник» предостерегает охотников от охоты. Если они все же решат пойти против его воли и увидят его в лесу, будет уже слишком поздно.

А несколько столетий назад писатель, пожелавший остаться неизвестным, написал стихотворение о гигантском зеленом рыцаре, который прибыл в Камелот, чтобы проверить верность и честь королевских рыцарей. Он позволил людям отрубить ему голову при условии, что рыцарь, достаточно храбрый, чтобы размахивать топором, согласится снова встретиться с ним через год и день и охотно склонит перед ним голову, чтобы получить в ответ удар топора. Неудивительно, что король Артур первым вызвался добровольцем и принял на себя странный вызов этого странного человека. Но его племянник, самый молодой рыцарь за круглым столом, предложил сделать дело вместо короля и одним быстрым взмахом отрубил этому гиганту голову.

Всадник без головы, преследующий Икабода журавля, картина Джона Квидора (1858 г.)

Всадник без головы, преследующий Икабода журавля,
картина Джона Квидора (1858 г.)


Сэр Гавейн ожидал, что этот незваный гость, теперь уже обезглавленный, конечно же, упадет замертво на землю. Удивительно, но он просто поднял свою окровавленную голову с земли и напомнил рыцарю о клятве, прежде чем скакать на своем зеленом коне, зафиксировав голову на луке седла.

Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь - одна из самых известных и обсуждаемых историй о короле Артуре. Это, прежде всего, история нравственности, достоинства и чести, но далеко не единственная история средневековой Европы, в которой упоминается всадник без головы. Фактически, существует как минимум дюжина сказок и легенд того времени, в которых упоминается безголовое привидение, большинство из которых пришло из Шотландии и Ирландии.

Если, как выразился Ирвинг, «местные сказки и суеверия лучше всего развиваются в защищенных, давно оседлых убежищах», эти две страны в прошлом были почти полностью созданы из таких убежищ, и их фольклор полон поучительных историй о злых духах и мстительных феях. Одна из них - легенда о Дуллахане, или Гане Цане, безголовом предвестнике смерти, и он считается первым всадником без головы, найденным в учебниках истории.

Никто на самом деле не знает, где и кем Дюллахан впервые упомянут, но его существование связано с древним кельтским богом, Кром Круахом, Темным богом кургана. Согласно легенде, около 15 веков назад Ирландией правили священные верховные короли. Они были данными богами правителями, и царь Тигермас считал себя прямым потомком этого темного лорда. Бог, которому он поклонялся, требовал, чтобы от его имени каждый год приносились человеческие жертвы, чтобы земля и женщины могли вдохнуть жизнь в следующее. Он был одновременно богом смерти и плодородия; это была смерть за жизнь, и Кром Круах предпочел обезглавливание.

Метрическая Dindshenchas, собрание древних текстов, говорит нам, что люди из Ирландии хвалили бога по просьбе своего короля, отказавшись от своего первенца в обмен на богатый урожай в следующем году. Головы детей были разбиты о камень, залитый их кровью, для поклонения Кром Круаху.

Титульный лист версии легенды Мейна Рида, опубликованной в 1865 году

Титульный лист версии легенды Мейна Рида,
опубликованной в 1865 году


Где-то в 6 веке, по легенде, Святой Патрик нашел этот камень и разбил его на куски. Он изгнал темного лорда в ад и положил конец этой безжалостной языческой практике вместе с жертвенной религией. Камень поклонения, известный как Камень Килликлогин, теперь находится в музее округа Каван и рассказывает о тех временах, когда Святой Патрик принес христианскую веру в Ирландию.

Старая религия теряла свою популярность среди людей, которые вместо этого обратились к христианству, но прошло некоторое время, пока они не перестали дрожать от мысли, что Кром Круах никогда не умирал, а просто принял новую форму. Они боялись, что он все еще был рядом и все еще был в его повестке дня по выполнению своей годовой квоты. С точки зрения людей, такой темный бог никогда не мог погибнуть и так или иначе собирал души. Если не добровольно и жертвой, то против нее, с гневом и яростью. Так родилась легенда о Дуллахане, или далеком дороча (темном человеке).

В ирландском фольклоре это существо представляет собой тип неблагих (темных) фей и по описанию, целям, трудовой этике и амбициям кажется кельтским эквивалентом Мрачного Жнеца или олицетворенной смерти. Только вместо косы он держит в одной руке хлыст из человеческого позвоночника, а в другой - гниющую голову с огромной гримасой как фонарь. Для некоторых он - безголовый всадник на безголовом черном коне, а для других он едет в экипаже, сделанном из костей, гробов и надгробий, запряженных шестью огнедышащими безголовыми лошадьми, которые служат, чтобы нести смерть бедным душам, чьи время на земле подошло к концу. Легенда гласит, что если вы слышите, как он говорит, значит, он произносит ваше имя, и, к сожалению, вам пришло время встретиться с ним.

Почтовая марка США, 1974 г.

Почтовая марка США, 1974 г.


Как только Дуллахан произносит имя, этот человек ничего не может сделать, чтобы остановить это и избежать неизбежного. Говорят, что это существо могло преодолевать любые препятствия. Замки и двери открываются перед ним сами по себе. Ничто не могло встать между ним и его душой.

Что ж, согласно легенде, несущий смерть ничего не мог бы сделать, если бы душа, за которой он был, просто бросила золото к его ногам. Даже небольшая сумма, несколько монет. По какой-то необъяснимой причине золотой монеты было достаточно, чтобы отвратить смерть с его пути. Легенды о всадниках без головы существуют более 15 веков и, возможно, являются лучшим примером того, что хорошие истории, особенно поучительные, никогда не умирают, а адаптируются и служат определенной цели в определенные времена и культуры.

Таким образом, хотя большинство из нас, возможно, мгновенно ассоциирует образ всадника без головы с призрачным лицом Кристофера Уокена в экранизации легенды Ирвинга Тима Бертона в 1999 году, приятно осознавать, что преследующий призрак, охотящийся на Джонни Дипа в роли Икабода Крейна в Сонной лощине, определенно был кельтским. по происхождению. Он был не обезглавленным гессенским солдатом, ищущим мести и своей головы, а древним богом, для которого золото было его единственным сдерживающим фактором, а лепреконы, вероятно, его злейшими врагами.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)

Источник:

Martin Chalakoski,
«The legend of the headless horseman originates with Celtic beliefs
about a harbinger of death who came to speak one’s name»