Джонни Депп в фильме «Сонная лощина» |
«Гигантского роста и закутанный в плащ, Икабод ужаснулся, узнав, что у него нет головы! Но его ужас еще больше усилился, когда он увидел, что голову, которая должна была лежать на его плечах, несли перед ним на луке седла!»
Вашингтон Ирвинг, «Легенда о Сонной Лощине».
Вашингтон Ирвинг, «Легенда о Сонной Лощине».
Классический рассказ 1820-х годов об Икабоде Журавле был написан при идеальных обстоятельствах. «Местные сказки и суеверия лучше всего процветают в этих защищенных, давно заселенных убежищах», - написал Вашингтон Ирвинг о своем рассказе об Икабоде Крейне, худощавом, умном оксфордском школьном учителе, и его встрече «лицом к лицу» с всадником без головы.
Убежище Ирвинга в течение длительного времени проходило в небольшой деревне на берегу реки Гудзон в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк, и там процветала легенда о гессенском солдате, которому во время войны за независимость отрубило голову пушечное ядро. Обезглавленный и похороненный без головы на кладбище Сонной Лощины, он, как полагали, охотился по ночам, отчаянно ища свою пропавшую голову. Это было любимое местное суеверие. Легенда гласит, что о тех, кому посчастливилось встретиться с ним, больше ничего не было слышно.
Это не первая записанная история о всаднике без головы. В знаниях о привидениях есть ряд таких сказок; Братья Гримм опубликовали две такие немецкие народные сказки из двух разных городов. В сказке о Гансе Ягендтейфеле, действие которой происходит недалеко от Дрездена, на востоке Германии, женщина, собирающая желуди в месте под названием «Затерянные воды», слышит охотничий рог и оборачивается и видит стоящего над ней обезглавленного «охотничьего дьявола». В Брансуике «Дикий охотник» предостерегает охотников от охоты. Если они все же решат пойти против его воли и увидят его в лесу, будет уже слишком поздно.
А несколько столетий назад писатель, пожелавший остаться неизвестным, написал стихотворение о гигантском зеленом рыцаре, который прибыл в Камелот, чтобы проверить верность и честь королевских рыцарей. Он позволил людям отрубить ему голову при условии, что рыцарь, достаточно храбрый, чтобы размахивать топором, согласится снова встретиться с ним через год и день и охотно склонит перед ним голову, чтобы получить в ответ удар топора. Неудивительно, что король Артур первым вызвался добровольцем и принял на себя странный вызов этого странного человека. Но его племянник, самый молодой рыцарь за круглым столом, предложил сделать дело вместо короля и одним быстрым взмахом отрубил этому гиганту голову.
Убежище Ирвинга в течение длительного времени проходило в небольшой деревне на берегу реки Гудзон в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк, и там процветала легенда о гессенском солдате, которому во время войны за независимость отрубило голову пушечное ядро. Обезглавленный и похороненный без головы на кладбище Сонной Лощины, он, как полагали, охотился по ночам, отчаянно ища свою пропавшую голову. Это было любимое местное суеверие. Легенда гласит, что о тех, кому посчастливилось встретиться с ним, больше ничего не было слышно.
Это не первая записанная история о всаднике без головы. В знаниях о привидениях есть ряд таких сказок; Братья Гримм опубликовали две такие немецкие народные сказки из двух разных городов. В сказке о Гансе Ягендтейфеле, действие которой происходит недалеко от Дрездена, на востоке Германии, женщина, собирающая желуди в месте под названием «Затерянные воды», слышит охотничий рог и оборачивается и видит стоящего над ней обезглавленного «охотничьего дьявола». В Брансуике «Дикий охотник» предостерегает охотников от охоты. Если они все же решат пойти против его воли и увидят его в лесу, будет уже слишком поздно.
А несколько столетий назад писатель, пожелавший остаться неизвестным, написал стихотворение о гигантском зеленом рыцаре, который прибыл в Камелот, чтобы проверить верность и честь королевских рыцарей. Он позволил людям отрубить ему голову при условии, что рыцарь, достаточно храбрый, чтобы размахивать топором, согласится снова встретиться с ним через год и день и охотно склонит перед ним голову, чтобы получить в ответ удар топора. Неудивительно, что король Артур первым вызвался добровольцем и принял на себя странный вызов этого странного человека. Но его племянник, самый молодой рыцарь за круглым столом, предложил сделать дело вместо короля и одним быстрым взмахом отрубил этому гиганту голову.
Всадник без
головы, преследующий Икабода журавля, |
Сэр Гавейн ожидал, что этот незваный гость, теперь уже обезглавленный, конечно же, упадет замертво на землю. Удивительно, но он просто поднял свою окровавленную голову с земли и напомнил рыцарю о клятве, прежде чем скакать на своем зеленом коне, зафиксировав голову на луке седла.
Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь - одна из самых известных и обсуждаемых историй о короле Артуре. Это, прежде всего, история нравственности, достоинства и чести, но далеко не единственная история средневековой Европы, в которой упоминается всадник без головы. Фактически, существует как минимум дюжина сказок и легенд того времени, в которых упоминается безголовое привидение, большинство из которых пришло из Шотландии и Ирландии.
Если, как выразился Ирвинг, «местные сказки и суеверия лучше всего развиваются в защищенных, давно оседлых убежищах», эти две страны в прошлом были почти полностью созданы из таких убежищ, и их фольклор полон поучительных историй о злых духах и мстительных феях. Одна из них - легенда о Дуллахане, или Гане Цане, безголовом предвестнике смерти, и он считается первым всадником без головы, найденным в учебниках истории.
Никто на самом деле не знает, где и кем Дюллахан впервые упомянут, но его существование связано с древним кельтским богом, Кром Круахом, Темным богом кургана. Согласно легенде, около 15 веков назад Ирландией правили священные верховные короли. Они были данными богами правителями, и царь Тигермас считал себя прямым потомком этого темного лорда. Бог, которому он поклонялся, требовал, чтобы от его имени каждый год приносились человеческие жертвы, чтобы земля и женщины могли вдохнуть жизнь в следующее. Он был одновременно богом смерти и плодородия; это была смерть за жизнь, и Кром Круах предпочел обезглавливание.
Метрическая Dindshenchas, собрание древних текстов, говорит нам, что люди из Ирландии хвалили бога по просьбе своего короля, отказавшись от своего первенца в обмен на богатый урожай в следующем году. Головы детей были разбиты о камень, залитый их кровью, для поклонения Кром Круаху.
Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь - одна из самых известных и обсуждаемых историй о короле Артуре. Это, прежде всего, история нравственности, достоинства и чести, но далеко не единственная история средневековой Европы, в которой упоминается всадник без головы. Фактически, существует как минимум дюжина сказок и легенд того времени, в которых упоминается безголовое привидение, большинство из которых пришло из Шотландии и Ирландии.
Если, как выразился Ирвинг, «местные сказки и суеверия лучше всего развиваются в защищенных, давно оседлых убежищах», эти две страны в прошлом были почти полностью созданы из таких убежищ, и их фольклор полон поучительных историй о злых духах и мстительных феях. Одна из них - легенда о Дуллахане, или Гане Цане, безголовом предвестнике смерти, и он считается первым всадником без головы, найденным в учебниках истории.
Никто на самом деле не знает, где и кем Дюллахан впервые упомянут, но его существование связано с древним кельтским богом, Кром Круахом, Темным богом кургана. Согласно легенде, около 15 веков назад Ирландией правили священные верховные короли. Они были данными богами правителями, и царь Тигермас считал себя прямым потомком этого темного лорда. Бог, которому он поклонялся, требовал, чтобы от его имени каждый год приносились человеческие жертвы, чтобы земля и женщины могли вдохнуть жизнь в следующее. Он был одновременно богом смерти и плодородия; это была смерть за жизнь, и Кром Круах предпочел обезглавливание.
Метрическая Dindshenchas, собрание древних текстов, говорит нам, что люди из Ирландии хвалили бога по просьбе своего короля, отказавшись от своего первенца в обмен на богатый урожай в следующем году. Головы детей были разбиты о камень, залитый их кровью, для поклонения Кром Круаху.
Титульный лист
версии легенды Мейна Рида, |
Где-то в 6 веке, по легенде, Святой Патрик нашел этот камень и разбил его на куски. Он изгнал темного лорда в ад и положил конец этой безжалостной языческой практике вместе с жертвенной религией. Камень поклонения, известный как Камень Килликлогин, теперь находится в музее округа Каван и рассказывает о тех временах, когда Святой Патрик принес христианскую веру в Ирландию.
Старая религия теряла свою популярность среди людей, которые вместо этого обратились к христианству, но прошло некоторое время, пока они не перестали дрожать от мысли, что Кром Круах никогда не умирал, а просто принял новую форму. Они боялись, что он все еще был рядом и все еще был в его повестке дня по выполнению своей годовой квоты. С точки зрения людей, такой темный бог никогда не мог погибнуть и так или иначе собирал души. Если не добровольно и жертвой, то против нее, с гневом и яростью. Так родилась легенда о Дуллахане, или далеком дороча (темном человеке).
В ирландском фольклоре это существо представляет собой тип неблагих (темных) фей и по описанию, целям, трудовой этике и амбициям кажется кельтским эквивалентом Мрачного Жнеца или олицетворенной смерти. Только вместо косы он держит в одной руке хлыст из человеческого позвоночника, а в другой - гниющую голову с огромной гримасой как фонарь. Для некоторых он - безголовый всадник на безголовом черном коне, а для других он едет в экипаже, сделанном из костей, гробов и надгробий, запряженных шестью огнедышащими безголовыми лошадьми, которые служат, чтобы нести смерть бедным душам, чьи время на земле подошло к концу. Легенда гласит, что если вы слышите, как он говорит, значит, он произносит ваше имя, и, к сожалению, вам пришло время встретиться с ним.
Старая религия теряла свою популярность среди людей, которые вместо этого обратились к христианству, но прошло некоторое время, пока они не перестали дрожать от мысли, что Кром Круах никогда не умирал, а просто принял новую форму. Они боялись, что он все еще был рядом и все еще был в его повестке дня по выполнению своей годовой квоты. С точки зрения людей, такой темный бог никогда не мог погибнуть и так или иначе собирал души. Если не добровольно и жертвой, то против нее, с гневом и яростью. Так родилась легенда о Дуллахане, или далеком дороча (темном человеке).
В ирландском фольклоре это существо представляет собой тип неблагих (темных) фей и по описанию, целям, трудовой этике и амбициям кажется кельтским эквивалентом Мрачного Жнеца или олицетворенной смерти. Только вместо косы он держит в одной руке хлыст из человеческого позвоночника, а в другой - гниющую голову с огромной гримасой как фонарь. Для некоторых он - безголовый всадник на безголовом черном коне, а для других он едет в экипаже, сделанном из костей, гробов и надгробий, запряженных шестью огнедышащими безголовыми лошадьми, которые служат, чтобы нести смерть бедным душам, чьи время на земле подошло к концу. Легенда гласит, что если вы слышите, как он говорит, значит, он произносит ваше имя, и, к сожалению, вам пришло время встретиться с ним.
Почтовая марка США, 1974 г. |
Как только Дуллахан произносит имя, этот человек ничего не может сделать, чтобы остановить это и избежать неизбежного. Говорят, что это существо могло преодолевать любые препятствия. Замки и двери открываются перед ним сами по себе. Ничто не могло встать между ним и его душой.
Что ж, согласно легенде, несущий смерть ничего не мог бы сделать, если бы душа, за которой он был, просто бросила золото к его ногам. Даже небольшая сумма, несколько монет. По какой-то необъяснимой причине золотой монеты было достаточно, чтобы отвратить смерть с его пути. Легенды о всадниках без головы существуют более 15 веков и, возможно, являются лучшим примером того, что хорошие истории, особенно поучительные, никогда не умирают, а адаптируются и служат определенной цели в определенные времена и культуры.
Таким образом, хотя большинство из нас, возможно, мгновенно ассоциирует образ всадника без головы с призрачным лицом Кристофера Уокена в экранизации легенды Ирвинга Тима Бертона в 1999 году, приятно осознавать, что преследующий призрак, охотящийся на Джонни Дипа в роли Икабода Крейна в Сонной лощине, определенно был кельтским. по происхождению. Он был не обезглавленным гессенским солдатом, ищущим мести и своей головы, а древним богом, для которого золото было его единственным сдерживающим фактором, а лепреконы, вероятно, его злейшими врагами.
Что ж, согласно легенде, несущий смерть ничего не мог бы сделать, если бы душа, за которой он был, просто бросила золото к его ногам. Даже небольшая сумма, несколько монет. По какой-то необъяснимой причине золотой монеты было достаточно, чтобы отвратить смерть с его пути. Легенды о всадниках без головы существуют более 15 веков и, возможно, являются лучшим примером того, что хорошие истории, особенно поучительные, никогда не умирают, а адаптируются и служат определенной цели в определенные времена и культуры.
Таким образом, хотя большинство из нас, возможно, мгновенно ассоциирует образ всадника без головы с призрачным лицом Кристофера Уокена в экранизации легенды Ирвинга Тима Бертона в 1999 году, приятно осознавать, что преследующий призрак, охотящийся на Джонни Дипа в роли Икабода Крейна в Сонной лощине, определенно был кельтским. по происхождению. Он был не обезглавленным гессенским солдатом, ищущим мести и своей головы, а древним богом, для которого золото было его единственным сдерживающим фактором, а лепреконы, вероятно, его злейшими врагами.
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Martin Chalakoski,
«The legend of the headless horseman originates with Celtic beliefs
about a harbinger of death who came to speak one’s name»