Произведение Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» произвело фурор в Европе XVI века! Но и в наши дни вызывает трепет и где-то даже ужас. Но знаете ли вы секреты, скрытые в этой гравюре? И самое главное, правда ли, что смерть сопровождала Дюрера с детства, и именно этот страх повлиял на создание знаменитой работы?
История создания
Гравюры "Святой Иероним |
«Рыцаря» Дюрера принято включать в группу мастерских гравюр, куда входят три наиболее известные работы Дюрера – «Меланхолия», «Святой Иероним в келье» и «Рыцарь, смерть и дьявол». Интересно, что все три гравюры были написаны в один период времени, все три выполнены на меди и примерно одинакового размера (24,5 на 19,1 см). Хотя гравюры и не являются трилогией в строгом смысле слова, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Более того, они соответствуют трем добродетелям в средневековой схоластике - теологической, интеллектуальной и моральной.
Любопытно, что в гравюре о «Рыцаре» Дюрер использовал свой рисунок 15-летней давности! Таким образом, первые замыслы столь захватывающего и устрашающего сюжета появились у живописца еще в 20-летнем возрасте.
Кроме того, Дюрер, увлекающийся анатомией, использовал исследования собаки и пропорций лошади. Считается также, что прототипом «Рыцаря» служил шедевр Верроккьо. Конная статуя Бартоломео Коллеони, созданная итальянским скульптором Андреа дель Верроккьо, поразительно похожа своей позой и одеянием на благородного рыцаря гравюры. Построенную в 1496 году статую Дюрер могу увидеть во время своего путешествии в Венецию в 1505–1507 годах.
Конная статуя Бартоломео Коллеони |
Фрагменты картины |
Сюжет
Вслед за рыцарем идет антропоморфная фигура, похожая на козла.
Вдали заметен город-крепость, который еще больше подчеркивает отчужденность рыцаря от общества.
В нижнем правом углу на переднем плане есть череп и мемориальная доска с монограммой художника и датой 1513 года.
Вместо того, чтобы грубо вырезать свою подпись на картине, немецкий гравер поместил свои инициалы и дату на мемориальную доску в нижнем левом углу картины. То, как он вырезал свои «AD», служило своего рода логотипом Дюрера, который позволял ему защищать свои права на продажу своих гравюр, когда они продвигались по Европе.
Фигуры на переднем плане окружены скалистым ландшафтом и хрупкими деревьями.
Гравюра и этюд |
Символика
Альбрехт Дюрер «Рыцарь, смерть и дьявол» |
- Окутанная змеями смерть и дьявол с козлиным лицом говорят сами за себя. Главный посыл гравюры – символ смерти.
- Считается, что сияющие доспехи рыцаря символизируют его твердую христианскую веру.
- Песочные часы в руке Смерти олицетворяют тщетность человеческой жизни.
- Лисий хвост, пронзенный копьем рыцаря и оставленный позади него, означает ложь, в то время как собака, бегущая рядом, олицетворяет правдивость и верность.
- Исчезающая ящерица намекает на приближающуюся опасность.
- Череп внизу – безусловно, приближающаяся смерть.
Тема смерти в жизни Дюрера
«Каждый, кто находится среди нас сегодня, может быть похоронен завтра» и «Всегда ищите благодати. Так, словно вы можете умереть в любой момент».
Портреты Барбары Дюрер 1514 года и 1490 года |
Через несколько лет после создания «Рыцаря» Дюрер стал одним из самых востребованных художников Северной Европы. Он смело отклонял предложения о работе придворным художником и даже называл этих мастеров «паразитами». Сам он сосредоточился на гравюре, выпустив сотни копий для продажи по всему континенту.
Эта репликация вызвала революцию, которая сделала искусство массовым и доступным для большинства (менее известные гравюры Дюрера можно было купить по очень низким ценам). Между тем, его острый взгляд на детали и замечательная резьба помогли превратить гравюру в настоящее изобразительное искусство. В конечном итоге именно его невероятные гравюры сделали его самым известным художником немецкого Возрождения.