В то время, когда земля
и небо еще не отделились друг от друга, Вселенная представляла собой сплошной
хаос, и по форме напоминала огромное яйцо, в котором и зародился наш предок
Паньгу. Выйдя из яйца, он был прекрасным псом. Лишь много тысячелетий спустя, уже
после того, как на свете появились звери и люди, Паньгу принял образ человека,
но голова его навсегда осталась собачьей…
Так по одному из
древних китайских преданий был сотворен мир, а пес Паньгу был первым
«человеком» на земле. Однако этот миф не является самым популярным в Китае.
Из
тыквы под блюдом
По какой-то причине
количество китайских космогонических мифов очень скромно по сравнению с
разнообразием сюжетов других народов, населяющих Китай – чжуан, монголов, мяо,
яо. Более того, некоторые ученые связывают образ Паньгу с образом первопредка
именно народов мяо и яо — Паньху или Пань-ваном.
И, самое интересное,
большинство таких преданий возникли в Китае только в начале первого
тысячелетия н.э., хотя именно мифы о создании мира являются у всех народов самыми
древними по происхождению. У китайцев же они появились, очевидно, после того,
как Конфуций создал свое учение, Лао-цзы написал свой трактат, появилась первая
империя и была построена Великая Китайская стена. Примечательно, что ни
Конфуций, ни Мэн-цзы, столь почитавшие древность, нигде не упоминают ни Паньгу,
ни других «строителей мира». Например, Мэн-цзы неоднократно обращается в своих
наставлениях к так называемым первоправителям Китая — Яо и его преемнику Шуню,
а также усмирителю потопа Юю. Но и он ничего не говорит о сотворении мира ни
Паньгу, ни какими-либо другими божествами.
В Древнем Китае,
по-видимому, не существовало даже упоминаний о Паньгу. Они появились лишь в
раннесредневековых текстах, например в «Записках о поисках духов» 4го века или
династийной «Истории поздней Хань» 5го века. Но в них Паньгу совсем не демиург
мира, а просто «пятицветная собака», которая взяла в жены земную женщину. Самая
известная версия мифа о Паньгу, зафиксированная в трактате Юй Чжэна
«Исторические записи о трех правителях и пяти императорах» 3го века так
передает эту историю:
«В древние времена, когда правил Гаосинь-ван, у его жены неожиданно заболело ухо. Потом оттуда выскочил маленький золотистый червячок, и болезнь прошла. Женщина посадила этого червячка в тыкву-горлянку и прикрыла блюдом. Там он превратился в прекрасного пса. А так как он появился в тыкве-горлянке под блюдом, ему дали имя Паньгу (пань — «блюдо», гу – «тыква»). Гаосинь-ван, увидев Паньгу, не отпускал его от себя ни на шаг. В то время князь Фан-ван неожиданно поднял мятеж. Гаосинь-ван испугался за судьбу государства и обратился ко всем сановникам со словами: «Если найдётся человек, который принесет мне голову Фан-вана, я отдам ему в жёны свою дочь». Тогда Паньгу отправился в стан врага, вцепился зубами в горло Фан-вана и отгрыз голову. Гаосинь-ван не хотел выдавать дочь замуж за пса, но тот попросил на семь дней посадить его под колокол, чтобы он смог превратиться в человека. Принцесса на шестой день захотела посмотреть на будущего мужа, и приподняла колокол. Тело Паньгу уже успело превратиться в человеческое, а голова оставалась собачьей, и уже не смогла превратиться в человеческую. Паньгу и принцесса поженились, а от их детей возник народ, который стал почитать Паньгу, как общего предка».
Люди-«паразиты»
В дальнейшем миф о
Паньгу ещё более развился. В книге Чжоу Ю «Сказание о сотворении мира»,
написанной в начале 17 века, говорится, что Паньгу разделил небо и землю с
помощью зубила и топора. Именно с этими предметами пса изображали в позднее
средневековье.
Паньгу
(Китай)
|
Существуют и другие предания о волшебной силе и превращениях Паньгу после его
смерти: «вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос —
громом, левый глаз — солнцем, правый — луною, туловище с руками и ногами —
четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами». Рассказывают также, что
кровь Паньгу стала реками, кожа и волосы на теле — травами, цветами и деревьями,
зубы и кости — блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и
яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, превратился в капельки дождя и
росу.
Согласно более позднему
преданию, люди произошли из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал
на смертном одре, а ветер развеял их повсюду. А в позднем религиозном даосизме
Паньгу — один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с
Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы).
При всех расхождениях в
описании Паньгу общим является то, что китайцы почитали его как первопредка,
отделившего небо от земли. Поэтому предание рассказывает, что в Южном море есть
могила Паньгу длиной триста ли. А ещё есть рассказ о государстве Паньгуго, в
котором все жители носили фамилию Паньгу.
Миф о том, как духи
сотворили людей, в самом деле очень интересен, но, к сожалению, записей о нём в
древних книгах практически нет. Поэтому этот миф не получил широкого
распространения, и не каждый китаец вам расскажет, что когда-то у нас был общий
предок в образе собаки.
_________________
Использованы материалы
книги Маслова А.А.
«Китай: колокольца в
пыли».