Часослов,
римский обряд – Большой часослов Анны Бретонской. Фрагмент листа 209v.
1505-1510. Тур, Франция. Латынь. Пергамен. В кодексе 238 листов, 300 × 190 мм.
Национальная библиотека Франции, Париж / Horae ad usum Romanum, dites Grandes
Heures d'Anne de Bretagne. 1505-1510. Bibliothèque nationale de France,
Département des manuscrits, Latin 9474, fol. 209v. Manuscrit. Langue : Latin.
Format : Tours. - Ecriture (baliser en persname les noms de copistes et en
geogname le lieu de copie d'origine). - Enluminé par Jean Bourdichon. -
Parchemin. - 238 ff. - 300 × 190 mm. - Réglure. Source
|
Жан Бурдишон
(ок.1457-1521, Тур) /Jean Bourdichon
— французский художник, самый талантливый из учеников выдающегося живописца
Жана Фуке (ок.1420-ок.1481). Работал в Туре у нескольких царствующих особ, в
том числе у Карла VIII, Людовика XII и Анны Бретонской, которая была женой
сначала одного, затем другого. Для этой королевы Бурдишон выполнил самую
известную свою работу — «Большой часослов Анны Бретонской», который был
завершен в 1508.
Horae
ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne. 1505-1510.
Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol.
209v. Source
|
Эта весьма знаменитая
иллюминированная рукопись находится сейчас в Национальной библиотеке Франции.
Страницы книги украшают
изысканные бордюры с орнаментом из растений и насекомых и пятьдесят одна
иллюстрация — многофигурные композиции на сюжеты из Нового Завета и сцены из
жизни святых, а также портрет Анны за молитвой. В некоторых религиозных сценах
заметно сильное итальянское влияние, поэтому представляется вполне вероятным,
что Бурдишон бывал в Италии.
Жан
Бурдишон. Триптих "Богоматерь с младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном
Евангелистом". Национальный музей Сан-Мартино, Неаполь / La Vierge et
l'Enfant entre saint Jean-Baptiste et saint Jean l'Évangéliste. Fin XVème,
début XVIème siècle. Musée San Martino de Naples. Via
|
В письменных источниках
встречаются указания на то, что Бурдишон писал и крупноформатные картины, но
достоверно известен только один его большой триптих "Мадонна с Младенцем и
святыми", хранящаяся в Музее Каподимонте (точнее в музее Сан Мартино /Certosa e del Museo) в Неаполе.
Horae
ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne. 1505-1510.
Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol.
112r. Manuscrit. Langue : Latin. Format : Tours. - Ecriture (baliser en
persname les noms de copistes et en geogname le lieu de copie d'origine). -
Enluminé par Jean Bourdichon. - Parchemin. - 238 ff. - 300 × 190 mm. - Réglure.
Source
|
Остальное — книжные
миниатюры.
Bibliothèque
nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol. 92r
|
Бурдишон — последний во
Франции крупный художник, работавший над украшением манускриптов.
Bibliothèque nationale de France, Département des
manuscrits, Latin 9474, fol. 92r
|
В «Большом часослове
Анны Бретонской» почти 400 миниатюр. Он содержит подлинную энциклопедию по
ботанике с перечнем всех известных на тот момент растений.
204r
|
На полях Часослова Жан
Бурдишон изобразил огородные, садовые и дикие растения, которые росли на берегу
Луары вокруг замка Анны Бретонской, певчих птиц, домашних и диких животных.
Разнообразные растительные и животные формы миниатюр Жана Бурдишона своей
точностью вызывают профессиональный интерес ботаников и энтомологов вплоть до
нашего времени. Хотя, как видим, художественная точность не мешает иллюстратору
свободно масштабировать животных – как много позже происходило, например, в
«Алисе в Стране чудес».
65r
|
Прославленный и
обремененный заказами, требующими участия большой мастерской, Жан Бурдишон,
кроме названных выше монархов: Карла VIII (1470-1498) и Людовика XII
(1462-1515), работал у Людовика XI (1423-1483) и Франциска I (1494-1547). В
истории искусства остался главным образом как миниатюрист.
200r
|
В XIX веке в эпоху
романтизма, в период рождения интереса к Средневековью, во Франции и других
странах были весьма популярны факсимильные копии средневековых часословов, в
том числе часословов Жана Бурдишона.
Bibliothèque
nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol. 85r
|
120r
|
180r
|
180r
|
Grandes
Heures d'Anne de Bretagne, Tours, 1505-1510. Bibliothèque nationale de France.
Latin 9474, fol. 141v, 143r, 145v
190r
|
219r
|
215v
|
215v
|
Маргарита Антиохийская / Bibliothèque nationale de France, Latin 9474, fol. 205v. De
madame saincte Margarite. Légende: s. Marguerite et le dragon.
|
Лев
святого Марка. Фрагмент / Bibliothèque nationale de France, Département des
manuscrits, Latin 9474, fol. 24v
|
Евангелист
Марк / Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin
9474, fol. 24v
|
Кающийся
царь Давид. Фрагмент / Bibliothèque nationale de France, Département des
manuscrits, Latin 9474, fol. 91v
|
Кающийся
царь Давид. Псалом 6 / Bibliothèque nationale de France, Département des
manuscrits, Latin 9474, fol. 91v. Légende: at ps006 David pénitent.
|
211v
|
Портрет
Анны Бретонской за молитвой / Horae ad usum Romanum, dites Grandes Heures
d'Anne de Bretagne. 1505-1510. Bibliothèque nationale de France, Département
des manuscrits, Latin 9474, fol. 3r. Source
|
Карл VIII (1470-1498,
король Франции с 1483 года), желая аннексировать Бретань, тогда независимое
государство, принудил 14-летнюю Анну Бретонскую (1477-1514) разорвать
связывающие ее узы только что заключенного заочного брака и выйти замуж за
него, Карла.
Первым ребенком Анны
Бретонской и Карла VIII был Карл-Орлан /Charles-Orland, дофин Франции. Мальчик
родился 11 октября 1492 г. в Плесси-ле-Тур /Plessis-lez-Tours. В три года он
умер. Для него создавалась рукописная книга «История Светлейшего Карла
Великого, императора и христианнейшего государя <…>» (~) / «L'Ystoire du
tres sainct Charlesmayne, empereur et confesseur, dont la feste est celebrée
<…>» – Français 4970 из Национальной библиотеки Франции, которая осталась
неоконченной.
Брачный
договор Анны и Карла VIII предусматривал, что в случае смерти Карла Анна должна
была выйти замуж за его преемника.
|
Пятнадцать лет спустя
герцог Орлеанский, взойдя на престол под именем Людовика XII (1462-1515, король
Франции с 7 апреля 1498), быстро развелся с Жанной Французской, чтобы жениться
на Анне Бретонской, к которой, он сватался еще в те времена, когда та была
совсем ребенком. Королева при двух королях, Анна оказала большое влияние на
политическую и культурную обстановку в стране.
Жан
Бурдишон (ок. 1457-1521). Портрет Анны Бретонской. Франция, XV в. Техника:
бумага, сангина, черный мел. Размеры: 17х12,9 см. Инвентарный номер: ОР-2863.
Государственный Эрмитаж.
|
Описание манускрипта и источник изображений:
Titre : Horae ad usum
Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne. Date d'édition : 1505-1510. Source
: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474.
Type : manuscrit. Langue : Latin. Format : Tours. - Ecriture (baliser en
persname les noms de copistes et en geogname le lieu de copie d'origine). - Enluminé
par Jean Bourdichon. - Parchemin. - 238 ff. - 300 × 190 mm. - Réglure. -
Reliure de galuchat (peau de poisson) noir, gardes de papier dominoté, tranches
dorées, fermoirs de vermeil au chiffre d'Anne de Bretagne, 1684. - Estampille
Josserand-Bruno n 17 (1792-1804).
Description : Contenu :
F. 4-15v. : calendrier F. 16v.-25v. : Fragments des quatre Evangiles F.
26v.-46v. : Matines et Laudes de la Vierge F. 47v.-48v. : Matines de la Croix
F. 49v.-50v. : Matines du Saint-Esprit F. 51v.-90 : Petites heures. Vêpres et
complies de la Vierge, de la Croix et du Saint-Esprit F. 91v.-101v. : Psaumes
de la pénitence F. 102-110v. : Litanies et prières F. 111v.-154v. : Office des
morts F. 155v.-215 : Suffrages et oraisons. F.Description : Réalisé pour Anne
de Bretagne ; vraisemblablement passé à sa fille Claude de France , puis à
François I er ; cabinet de curiosités de Louis XIV au palais de Versailles ;
saisie révolutionnaire sur les collections de Louis XVI à Versailles, 1795 ;
présenté de 1852 à 1872 au musée des souverains au musée du Louvre. Description
: Saisi au château de Versailles le 25 messidor an III/13 juillet 1795, cf.
"Note de quelques manuscrits provenant de la bibliothèque de Louis Capet à
Versailles. 1. Heures d'Anne de Bretagne..., reliure chagrin noir avec des
fermoirs de cuivres"; B.n.F., département des Manuscrits, Archives
Modernes 494; — cote (du musée des souverains ?) sur une étiquette
"72". Droits : domaine public. Identifiant :
ark:/12148/btv1b52500984v. Provenance : Bibliothèque nationale de France.
Источники:
- Бурдишон // Oxford. Путеводитель по искусству / Под редакцией Яна Чилверса / Пер. с англ.: М.: Радуга, 2004. Стр. 91 – основной.
- Бурдишон Жан Bourdichon, Лап (ок. 1457, Тур ? - 1521, там же) // Энциклопедия живописи (какое издание – ?)
- Выставка в Гран-Пале/Grand Palais «Франция 1500, между Средневековьем и Возрождением». Карина Проничева. 18.11.2010
Татьяна Горбутович,
искусствовед
искусствовед
☘️🌱☘️🌱☘️