Когда карта мира была сплошь усеяна белыми пятнами, а любая информация, пришедшая из далёких земель, была искажена посредством «испорченного телефона», художникам приходилось выкручиваться, используя на полную мощность фантазию и талант.
На самом деле, слоны в Римской империи не были диковинкой – их привозили в столицу и, вероятно, даже в отдалённые провинции, но после раскола и распада империи о слонах забыли и их облик пришлось конструировать заново – не с натуры, а со слов путешественников и со страниц древних манускриптов. Ситуация, как в детской дразнилке из недавнего прошлого, только вместо «купи слона» к иллюстраторам приставали с задачей «нарисуй слона».
Перед вами коллекция изображений, собранная немецким художником и культурологом Ули Вестфалем. Исследователь обработал внушительный объём рукописей от древности, через Средневековье, до Нового времени, преобразовал исходные изображения, чтобы создать этакое слоновье древо, посмотреть которое целиком можно на авторском сайте. В своих экспериментальных и разноплановых работах Вестфаль ставит задачей обращать внимание на то, как неправильные представления и идеологии формируют наш взгляд на природу и окружающий мир.
Забавно наблюдать, как неизвестных слонов пытаются породить с помощью «пришивания» оленю подобия хобота, покрывают слоновью шкуру яблоками, больше свойственными лошадям, «забывают» про бивни и сокращают хобот, делая несчастное животное похожим на тапира, и так далее. С другой стороны – на некоторые создания и без слёз не взглянешь. Самое же интересное заключается в том, что когда одни художники ещё изображают нечто непотребное, другие уже давно выходят на вполне достоверный уровень. Франсиско Гойя создал знаменитый офорт под говорящим названием «Сон разума рождает чудовищ», и неслучайно Ули Вестфаль акцентирует внимание на том, что его проект больше чем просто забавный бестиарий – сказка ложь, да в ней намёк – это пусть и фривольное, но предостережение, говорящее зрителю об опасности чрезмерной доверчивости «на слово» и угрозе связанных с этим манипуляций, что может привести к глобальным и не предсказуемым последствиям.
Перед вами коллекция изображений, собранная немецким художником и культурологом Ули Вестфалем. Исследователь обработал внушительный объём рукописей от древности, через Средневековье, до Нового времени, преобразовал исходные изображения, чтобы создать этакое слоновье древо, посмотреть которое целиком можно на авторском сайте. В своих экспериментальных и разноплановых работах Вестфаль ставит задачей обращать внимание на то, как неправильные представления и идеологии формируют наш взгляд на природу и окружающий мир.
Забавно наблюдать, как неизвестных слонов пытаются породить с помощью «пришивания» оленю подобия хобота, покрывают слоновью шкуру яблоками, больше свойственными лошадям, «забывают» про бивни и сокращают хобот, делая несчастное животное похожим на тапира, и так далее. С другой стороны – на некоторые создания и без слёз не взглянешь. Самое же интересное заключается в том, что когда одни художники ещё изображают нечто непотребное, другие уже давно выходят на вполне достоверный уровень. Франсиско Гойя создал знаменитый офорт под говорящим названием «Сон разума рождает чудовищ», и неслучайно Ули Вестфаль акцентирует внимание на том, что его проект больше чем просто забавный бестиарий – сказка ложь, да в ней намёк – это пусть и фривольное, но предостережение, говорящее зрителю об опасности чрезмерной доверчивости «на слово» и угрозе связанных с этим манипуляций, что может привести к глобальным и не предсказуемым последствиям.