Ориентализм (от лат. orientalis — восточный) – стилистическое направление в искусстве, преимущественно западном, которое использует сюжеты, мифологию, культурную и архитектурную атрибутику стран Востока. Эта тенденция была широко распространена среди европейских художников, особенно в Англии и Франции, и нашла свое отражение в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XVIII-XIX веков.
Истоки ориентализма уходят корнями в XV век. Одним из первых восточные мотивы стал включать в свои произведения Джентиле Беллини, придворный художник дожа Венеции. Проведя два года при дворе османского султана Мехмета II, он ввел в свои произведения восточную тематику и атрибутику. Его творческие находки использовал Веронезе и другие венецианские мастера. Примерно сто лет спустя ориентализм вновь заявил о себе – на этот раз в картинах французских художников: после вступления Франции во франко-османский союз между странами начался активный культурный и научный обмен. В начале XVIII века Францию охватила мода на все турецкое, а в искусстве возникло отдельное стилистическое направление – «туркери», которое вскоре стало неотъемлемой частью стиля рококо. Сюжеты на восточную тематику любили писать художники Жан-Этьен Лиотар, Шарль-Андре ван Лоо, Жан-Батист ван Мур.
Следующим толчком к развитию ориентализма стала Египетская кампания Наполеона Бонапарта. Начав в 1798 году с захвата Мальты, французские войска заняли Александрию, а позже и Каир. Армию сопровождала Комиссия науки и искусств, а с 22 августа 1798 года в предместьях Каира начал работу Институт Египта. Ученые изучали самые различные аспекты древней культуры: математику, физику, литературу, искусство. По окончании кампании в Египте французам удалось вывезти практически все свои наработки, зарисовки и экспонаты, за исключением крупных находок, в числе которых был знаменитый Розеттский камень, доставшийся англичанам. К концу 1820-х годов во Франции вышел огромный труд «Описание Египта», в который вошли 10 томов иллюстраций и гравюр и 9 томов описаний, вызвавших огромный интерес к культуре восточных стран.
Направление развивалось по мере того, как крепли торговые и культурные связи Европы со странами Востока – Турцией, Египтом, Палестиной, Китаем, Японией. Очень популярными были картины, изображающие гаремные сцены, рынки невольников и мифологические сюжеты. Живопись в стиле ориентализма вызывала любопытство и привлекала покупателей, поскольку отражала иной жизненный уклад, мораль, поведение и быт. Египетские, мавританские, японские и китайские мотивы и элементы включались в архитектурную отделку новых и старых зданий, павильонов, беседок. Для картин в стиле ориентализм художники предпочитали использовать золотые, оранжевые, красные и синие цвета, передающие, по их мнению, жаркую атмосферу Востока, его палящие пустыни и солнечный зной.
Следующим толчком к развитию ориентализма стала Египетская кампания Наполеона Бонапарта. Начав в 1798 году с захвата Мальты, французские войска заняли Александрию, а позже и Каир. Армию сопровождала Комиссия науки и искусств, а с 22 августа 1798 года в предместьях Каира начал работу Институт Египта. Ученые изучали самые различные аспекты древней культуры: математику, физику, литературу, искусство. По окончании кампании в Египте французам удалось вывезти практически все свои наработки, зарисовки и экспонаты, за исключением крупных находок, в числе которых был знаменитый Розеттский камень, доставшийся англичанам. К концу 1820-х годов во Франции вышел огромный труд «Описание Египта», в который вошли 10 томов иллюстраций и гравюр и 9 томов описаний, вызвавших огромный интерес к культуре восточных стран.
Направление развивалось по мере того, как крепли торговые и культурные связи Европы со странами Востока – Турцией, Египтом, Палестиной, Китаем, Японией. Очень популярными были картины, изображающие гаремные сцены, рынки невольников и мифологические сюжеты. Живопись в стиле ориентализма вызывала любопытство и привлекала покупателей, поскольку отражала иной жизненный уклад, мораль, поведение и быт. Египетские, мавританские, японские и китайские мотивы и элементы включались в архитектурную отделку новых и старых зданий, павильонов, беседок. Для картин в стиле ориентализм художники предпочитали использовать золотые, оранжевые, красные и синие цвета, передающие, по их мнению, жаркую атмосферу Востока, его палящие пустыни и солнечный зной.