Страницы

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch) — художник-ориенталист

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Ориентализм (от лат. orientalis — восточный) – стилистическое направление в искусстве, преимущественно западном, которое использует сюжеты, мифологию, культурную и архитектурную атрибутику стран Востока. Эта тенденция была широко распространена среди европейских художников, особенно в Англии и Франции, и нашла свое отражение в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XVIII-XIX веков.


Истоки ориентализма уходят корнями в XV век. Одним из первых восточные мотивы стал включать в свои произведения Джентиле Беллини, придворный художник дожа Венеции. Проведя два года при дворе османского султана Мехмета II, он ввел в свои произведения восточную тематику и атрибутику. Его творческие находки использовал Веронезе и другие венецианские мастера. Примерно сто лет спустя ориентализм вновь заявил о себе – на этот раз в картинах французских художников: после вступления Франции во франко-османский союз между странами начался активный культурный и научный обмен. В начале XVIII века Францию охватила мода на все турецкое, а в искусстве возникло отдельное стилистическое направление – «туркери», которое вскоре стало неотъемлемой частью стиля рококо. Сюжеты на восточную тематику любили писать художники Жан-Этьен Лиотар, Шарль-Андре ван Лоо, Жан-Батист ван Мур.

Следующим толчком к развитию ориентализма стала Египетская кампания Наполеона Бонапарта. Начав в 1798 году с захвата Мальты, французские войска заняли Александрию, а позже и Каир. Армию сопровождала Комиссия науки и искусств, а с 22 августа 1798 года в предместьях Каира начал работу Институт Египта. Ученые изучали самые различные аспекты древней культуры: математику, физику, литературу, искусство. По окончании кампании в Египте французам удалось вывезти практически все свои наработки, зарисовки и экспонаты, за исключением крупных находок, в числе которых был знаменитый Розеттский камень, доставшийся англичанам. К концу 1820-х годов во Франции вышел огромный труд «Описание Египта», в который вошли 10 томов иллюстраций и гравюр и 9 томов описаний, вызвавших огромный интерес к культуре восточных стран.

Направление развивалось по мере того, как крепли торговые и культурные связи Европы со странами Востока – Турцией, Египтом, Палестиной, Китаем, Японией. Очень популярными были картины, изображающие гаремные сцены, рынки невольников и мифологические сюжеты. Живопись в стиле ориентализма вызывала любопытство и привлекала покупателей, поскольку отражала иной жизненный уклад, мораль, поведение и быт. Египетские, мавританские, японские и китайские мотивы и элементы включались в архитектурную отделку новых и старых зданий, павильонов, беседок. Для картин в стиле ориентализм художники предпочитали использовать золотые, оранжевые, красные и синие цвета, передающие, по их мнению, жаркую атмосферу Востока, его палящие пустыни и солнечный зной.


Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)

Людвиг Дойч (Ludwig Deutsch)