Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Тласольтеотль, пожирательница грязи

Статуя Уастека Тласольтеотля, Британский музей

Статуя Уастека Тласольтеотля, Британский музей


Тласольтеотль была богиней земли в пантеоне ацтеков, хотя область ее влияния немного шире и необычнее, чем у некоторых богинь земли и плодородия. Грязь была ее сферой деятельности, и она одновременно поощряла и помогала «очистить» аморальное поведение.

Похоже, что Тласольтеотль изначально была богиней уастеков, но было что-то, что отличало ее, и позже она была усыновлена ацтеками. Тех, кто был близок к смерти, например стариков и больных, поощряли исповедоваться перед ней в своих грехах, и она пожирала эти плохие поступки, таким образом очищая их и готовя к загробной жизни. Помимо этого, Тласольтеотль также ассоциировалась с плодородием и рождением.


Передняя и задняя часть статуи Уастека Тласольтеотля, Британский музей.

Передняя и задняя часть статуи Уастека Тласольтеотля,
Британский музей.


☘️ «Грязное божество»


Имя «Тласольтеотль» можно перевести как «Божество грязи», и эта богиня была также известна как Икскуина или Тлаэлькуани. Как указывает ее имя, Тласольтеотль была богиней грязи, которую можно увидеть в четырех ее обликах, каждый из которых связан с определенным этапом жизни.

В своем первом облике, соответствующем богине в молодости, Тласольтеотль была беззаботной соблазнительницей. Став старше, Тласольтеотль приобрела свой второй аспект богини азартных игр и неопределенности. В среднем возрасте Тласольтеотль приняла облик богини, способной поглотить грехи людей. Наконец, в преклонном возрасте Тласольтеотль стала ведьмой, охотившейся на юношей.

Известно, что тлазолтеотль вдохновляет людей на аморальное поведение, заставляя их участвовать в незаконных половых актах. Тем не менее, она также была способна простить тех, кто совершил деяния. Было отмечено, что в ацтекском обществе прелюбодеяние каралось смертью, хотя преступник мог избежать этой участи, признавшись в своих грехах богине. Однако можно добавить, что такие признания действовали только один раз в жизни человека, поэтому люди старались откладывать это как можно дольше.

☘️ Тласольтеотль — Богиня с почерневшими губами

Похоже, что ритуал, необходимый для получения прощения Тласольтеотля, был длительным и сложным. Сначала жрец богини должен был свериться со своими книгами и календарями, чтобы определить подходящий день, чтобы пойти в дом того, кто хотел исповедоваться. Когда священник приходил в дом, кающийся раздевался и с искренностью и раскаянием исповедовал свои грехи, после чего священник назначал пост для очищения тела. Преступник также выберет свое самопожертвование. После этого кающийся шёл в храм Тласольтеотля, где он/она молился и всю ночь лежал обнаженным на полу на выкрашенной в чёрный цвет бумаге. Ритуал закончился на следующее утро, когда кающийся просыпался возрожденным и очищенным, поскольку его/ее грехи были поглощёны богиней. Из-за поверья в то, что богиня ела грязь, Тласольтеотль обычно изображают с почерневшими губами.

Тласолбтеотль

Рисунок Тласольтеотль, одного из божеств, описанных в Кодексе
Борджиа. Обратите внимание на ее почерневшие губы


☘️ Новая жизнь и хлопок

Помимо акта очищения, Тласольтеотль также была связана с родами и считалась покровительницей акушерок. В некоторых художественных изображениях богини Тласольтеотль изображается в виде женщины, рожающей младенца. Роль Тласольтеотль как богини земли или божества плодородия также имеет смысл, если интерпретировать связанную с ней грязь как гниющую органическую материю, а ее связь с деторождением является символом новой жизни.

Тласольтеотль рождает Синтеотля

Богиня Тласольтеотль,
изображаемая в содранной коже,
рождает Синтеотля


Наконец, Тласольтеотль также ассоциировался с конкретным сельскохозяйственным продуктом – хлопком, а также с деятельностью, связанной с ним. На некоторых изображениях Тлазолтеотля богиня носит головной убор, состоящий из двух веретеен непрядного хлопка. Эта связь с хлопком заключается в том, что это растение в огромных количествах сажали уастеки. Более того, тканые хлопчатобумажные ткани были важны как средство обмена, и поэтому прядение хлопка и ткачество тканей были важными видами деятельности (кстати, выполняемыми в основном женщинами), за которыми требовалась богиня.

Статуя Тласольтеотль культуры Уастека
Статуя Тласольтеотль культуры Уастека
в Музее антропологии, Халапа, Мексика





(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«Tlazolteotl: An Ancient Patroness and Purifier for all things Filthy»