Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

История украинца, ставшего одним из лучших художников XIX века

Илья Ефимович Репин, украинский художник

Илья Ефимович Репин, украинский художник


<

Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это Илья Ефимович Репин.

Илья Репин: «Не ждите прислуги – её нет!»

Работы украинского художника Ильи Репина – это яркое явление мировой культуры. История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – он охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин сохранил до конца жизни, а украинские мотивы занимали одно из достопримечательностей в творчестве художника.

5 августа 1844 года в Чугуеве, близ Харькова, родился мальчик, родители дали ему имя – Илья. Семья Репиных - так называемые "военные поселяне", в табели о рангах это немного выше крепостного. Очень рано проявились таланты у малыша Ильи к рисованию, а краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин. С тех пор мальчик уже никогда не расставался с кистью, как позже вспоминал художник:

«Краски я еще никогда не видел и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка – арбуз – вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбуза Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семена – чудо! чудо!”
На образование в целом повлияла мама Ильи, образованная и умная женщина Татьяна Бочарова. Она организовала школу, где учила детей письму и арифметике, ее учениками были крестьянские дети. Когда же самой семье Репиных нужны были деньги, собственноручно шила шубы на заячьем меху и продавала их.

Илья Ефимович Репин, украинский художник

Илья Ефимович Репин, украинский художник


Когда Илье исполнилось 11 лет, его отправили в чугуевскую школу топографов – в то время востребована профессия. Но мальчику это было неинтересно, он, проучившись там два года, ушел в подмастерья в иконописную мастерскую. Его первым учителем стал Иван Бунаков, Репин его вспоминал: "Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был отличный портретист, это был очень талантливый живописец". Там в мастерской юноша занимался иконописью и реставрацией старых иконостасов. Но ему хотелось большего и совсем другого.

Собрав денег, уехал в Петербург и мечтал поступить в Академию художеств. Но его мечта провалилась, молодой Репин и не подозревал, что такое классический рисунок. Но отчаянию не поддался и поступил в рисовальную школу. Правда, денег было немного и единственное, что мог позволить себе юноша – это крошечную комнатку на чердаке, к тому же экономить пришлось на всем. Но упорство и естественный дар помог стать лучшим учеником.

«Воскрешение дочери Иаира»  (Репин И.Е.)

«Воскрешение дочери Иаира», (Репин И.Е.)


И наконец мечта сбылась, он успешно сдал экзамены в Академию искусств, но снова испытания. Слушатель, то есть он должен был заплатить 25 рублей за право присутствовать на занятиях, а денег таких парень не имел. Тогда Илья обратился за помощью к руководителю почтового департамента Федору Пряшникову, и тот заплатил. Восемь лет провел Репин в Академии, за это время у него появилось много друзей. А еще художественные достижения: серебряная медаль за эскиз "Ангел смерти бьет всех перворожденных египтян" (1865), золотая медаль за работу "Иов и его братья" (1869) и большая золотая медаль за картину "Воскресение дочери Иаира" (1871) .

К моменту окончания Академии Репин был уже достаточно известным художником. Свой первый заказ Илья Ефимович получил от владельца гостиницы "Славянский базар" Александра Пороховщикова. Тот хотел украсить картиной ресторан, и предложил написать "Собрание русских, польских и чешских композиторов". За работу художник получил полторы тысячи рублей, для него это тогда были огромные деньги. Василий Стасов помогал в создании холста, собирая архивные материалы для работы. Представленная картина понравилась публике, однако Иван Тургенев назвал ее “винегретом живых и мертвых”.

«Бурлаки на Волге», 1870-1873 (Репин И.Е.)

«Бурлаки на Волге», 1870-1873 (Репин И.Е.)


Слава пришла с картиной "Бурлаки на Волге", которую приобрел великий князь Владимир Алексеевич и повесил в своей бильярдной.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно "Бурлаки на Волге", работа над которым продолжалась несколько лет. Сюжет картины – сама жизнь. Еще в 1868 году художник увидел бродяг на Неве. Тот контраст, который наблюдал художник, поразил до глубины души – беззаботная и яркая публика прогуливалась вдоль реки, в то время как другие тяжело тянули за вожжи плоты. Вернувшись в квартиру Репин, тогда еще ученик Академии начал создавать эскизы с изображением "тягловой живой силы".

Садко, 1876, (Репин И.Е.)

Садко, 1876, (Репин И.Е.)


Царевна Софья, 1879, (Репин И.Е.)

Царевна Софья, 1879, (Репин И.Е.)


За год до окончания написания "Бурлаков" Илья Ефимовым женился на давней знакомой Вере Шевцовой. За 15 лет супружеской жизни женщина родила пятерых детей. Но они были не очень счастливыми. Художник любил открытую жизнь, друзья, дамы, которые постоянно были возле него, каждая из которых мечтала стать его музой, или хотя бы иметь свой нарисованный им портрет. Вера Алексеевна – наоборот, сосредоточилась на воспитании детей и эти бесконечные приемы тяготили женщину. В 1887 году отношения между мужем и женой были разорваны, дети разделены. Старшие остались с отцом, младшие – с матерью.

В 1873 году Репин уехал за границу, посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь. Рим очень разочаровал художника: “Галерей так много, что добраться до хорошего искусства почти невозможно. Рафаэль старый и скучный”.

Портрет И.С. Тургенева, 1874, (Репин И.Е.)

Портрет И.С. Тургенева, 1874, (Репин И.Е.)


Портрет композитора М.П. Мусоргського, 1881, (Репин И.Е.)

Портрет композитора М.П. Мусоргського, 1881,
(Репин И.Е.)


В Париже художник снял мастерскую и небольшое помещение. Однако и столица Франции не очень поразила Илью Ефимовича. Лишь к концу своего путешествия признал импрессиониста Мане. Но новые формы к концу жизни "ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты раздражали". Те, в свою очередь, упрекали художника в "непонимающих красотах".

Своеобразным вызовом на претензии импрессионистов стала написанная Репиным в Париже картина Садко. Сначала художник работал с энтузиазмом, но впоследствии интерес к делу исчез. В конце концов разъяренный художник писал: “ужасно разочарован картиной “Садко”. Но так думали не все. В 1876 году за эту картину Репин получил звание академика.

Крестный ход в Курской губернии, 1883, (Репин И.Е.)

Крестный ход в Курской губернии, 1883, (Репин И.Е.)


После путешествия художник, собрав все свои картины, переехал в родной Чугуев, однако уже через два года Репин едет в Москву, вступая в Общество передвижников. Там он знакомится с Львом Толстым , пишет портрет Тургенева и готовит к поступлению в Академию искусств никому не известного юношу Валентина Серова. Но Москва быстро надоела художнику, и он вернулся в Петербург.

За это время художник создал несколько работ, ставших классикой искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и был настолько поражен, что загорелся желанием "в живописи изобразить что-нибудь похожее по силе на его музыку".

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581, 1885, (Репин И.Е.)

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581, 1885, (Репин И.Е.)


В 1885 году на выставке передвижников художник продемонстрировал картину "Иван Грозный убивает своего сына". В тот же период были созданы: полотно "Не ждали", а также портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

В 1892 году на выставке Ильи Репина и Ивана Шишкина, впервые была представлена картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", над ней художник работал 11 лет. Холст выкупил Александр III, заплатив за нее огромные деньги – 35 тысяч рублей.

В 1894 году Репин стал преподавателем в Академии искусств и проработал там 13 лет.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880–1891, (Репин И.Е.)

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880–1891, (Репин И.Е.)


Второй женой Ильи Ефимовича стала писательница Наталья Нордман. Познакомились они в мастерской художника, куда она пришла со своей подругой. Пока художник писал портрет княгини Марии Тенишевой, Наталья читала стихи вслух. Их ромов был бурным и стремительным, осенью 1900 года они поженились.

Корней Чуковский (см.ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ) упоминал о порядках в доме Репиных:

“Жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения меха и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. В их доме были развешены таблички: "Не ждите прислуги - ее нет", "Прислуга - позор человечества". Репин встречал своих гостей и вместе с женой сами накрывали столы и обслуживали своих гостей. А их всегда было много”.
Их семейная жизнь закончилась трагически. Наталья заболела туберкулезом и покинула усадьбу, где они жили вместе, выехав в одну из клиник за границей. Зная, что ничего ей не поможет, не взяла ни денег, ни вещей. Умерла Наталья летом 1914 года.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, совершил немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры – в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Украинка у плетня, 1876, (Репин И.Е.)

Украинка у плетня, 1876, (Репин И.Е.)


София Драгомирова в украинском наряде, 1889, (Репин И.Е.)

София Драгомирова в украинском наряде, 1889, (Репин И.Е.)


СПРАВКА

Драгомирова Софья Михайловна (1871–1953) – дочь Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, командующего войсками Киевского военного округа, военного писателя, историка и теоретика Михаила Ивановича Драгомирова (1830–1905), послужившего И. Е. Репину моделью для образа атамана Сирко в картине «Запорожцы», и его супруги Софьи Абрамовны. Вышла замуж за Александра Сергеевича Лукомского (1868 —1939), старшего адъютанта штаба Киевского военного округа, в дальнейшем участника первой мировой и Гражданской войн, видного деятеля Белого движения и одного из организаторов Добровольческой армии. После революции оказалась с мужем в Константинополе, затем в Ницце. С середины 1920-х годов Лукомские жили в Париже. После Второй Мировой войны переехала с дочерью Софьей Александровной в США. Похоронена на кладбище при Успенском женском монастыре в Ново-Дивееве (штат Нью-Йорк).




В 1925 году к Репину приехал Корней Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков; 19 (31) марта 1882, - русский советский писатель, переводчик и литературовед украинско-еврейского происхождения. Переводчик украинских поэтов (сборник «Молодая Украина»), составитель нескольких изданий русских переводов Тараса Шевченко, автор очерка «Шевченко» (1911), чтобы уговорить Илью Ефимовича вернуться в СССР, однако ходили слухи, что он тайком уговаривал этого не делать. Еще через год прибыла делегация художников во главе с Исааком Бродским, чтобы уговорить вернуться.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от наркома Ворошилова, в котором говорилось: "Решая переехать на родину, вы не только не совершаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически полезное дело". К переговорам был подключен и сын Репина Юрий, однако безрезультатно: художник остался в Куоккале.

В 1926 году Илья Репин задумал картину "Гопак" (Гопа́к — традиционный украинский народный танец запорожского происхождения. Название танца происходит от возгласа «гоп!» во время его выполнения). Но работать ему было очень тяжело, правая рука почти не двигалась, потому что была парализована. В письме к Дмитрию Яворницкому писал: "Недели три я очень плохо чувствовал себя, но все же, опираясь то на шкафы, то на стены, все же не бросал работы - подползал и отползал ... Картина получается красивая, веселая".

Могила Ильи Репина

Могила Ильи Репина


Умирая, Илья Репин в забытьи беспрестанно водил левой рукой, считая, что работает над своей последней, картиной и бормотал: “Даже столетний дед вприсяду ушел. Подвыпили, скачут. Вокруг веселый пейзаж: какой и был”.

Илья Репин скончался 29 сентября 1930 года. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми:

“Прощайте, прощайте, дорогие друзья! Мне многое было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, совсем не стоит моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростертый в поросе, спасибо, спасибо, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославляли”.
Похоронили художника так, как он завещал – в усадьбе Пенаты, без гроба, а на могиле посадили дерево.

🔷 🔷 🔷 🔷 🔷


«Не ждали», 1884—1888 (Репин И.Е.)

«Не ждали», 1884—1888 (Репин И.Е.)


Украинские следы видим в культовой работе "Не ждали". Если присмотреться к картинам на стене, то заметим портрет Тараса Шевченко (украинский поэт, прозаик, мыслитель, живописец, гравер, этнограф, общественный деятель. Национальный герой и символ Украины. Деятель украинского национального движения). Репин любил стихи украинского кобзаря. Когда впервые появилась идея поставить ему в Киеве памятник, Репин предложил сразу четыре проекта, плюс нарисовал его портрет.

В последние годы жизни, когда художник уже жил в Финляндии, он снова обратился к теме Украины и запорожским казакам.


P.S. : Louiza Smith

россия, как истинная страна-воровка, страна-клептоманка, фальсификатор Истории присвоила себе талант украинского художника, назвав его русским художником. Например, прочтите российскую wikipedia. «Не ждали»


Своего нет, все чужое