Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

«3»: Совершенное число - Символика Троицы в мировых религиозных традициях

Статуя Будды. Символ Трискеле, Эйн Соф

Статуя Будды. Символ Трискеле, Эйн Соф


Концепция Троицы или тройственной природы божественного была частью нашей психики на протяжении тысячелетий и появлялась в рассказах о сотворении мира, мифах, религиозных писаниях и священных текстах по всему миру. Тем не менее, по сей день Троица всегда считается восходящей к римскому католицизму, особенно на Никейском соборе 325 г. н.э., первом вселенском соборе христианских епископов, на котором было принято решение о единодушии верований для всего христианского мира. включая Троицу как тройственную природу личности Бога.


Изображение христианской Святой Троицы.

Изображение христианской Святой Троицы.

Лица Троицы обозначены символами на груди: у Сына — ягненок, у Отца — Око Провидения, а у Духа — голубь.


Тем не менее, ссылки на Троицу или что-то подобное встречаются во многих основных и второстепенных религиях. Ученый Элейн Пейджелс изучала священные тексты и писала в «Гностических Евангелиях » (1979), что раннехристианские концепции Троицы были сформированы из иудейской терминологии для описания бесполого Бога, позже «маскулинизированного» христианами. В девятом веке нашей эры кельтский философ Эригена бросил вызов довольно антропоморфному взгляду Августина на Троицу на Три Лица в Одном Боге своим гораздо более философским взглядом на Бога как на Ничто и Всё.
Согласно Карен Армстронг в ее основополагающей «Истории Бога» (1994), руководство христианской церкви изо всех сил пыталось сохранить контроль над доктриной, которую оно должно было представить публике, включая понятное толкование Троицы как Личности Бога, несмотря на сопротивление тех, кто не способен видеть Бога как какую-либо структуру или «личность». Эта борьба продолжается и сегодня в церквях, где концепция Троицы представляет собой смутное понимание того, кто такой Бог и почему у Бога должно быть три разных «лика».

Тройственное изображение греческой богини Гекаты

Тройственное изображение
греческой богини Гекаты


Троица остается одной из самых неуловимых святых тайн в теле христианства, и та, которая вызывает споры в католицизме даже сегодня, когда современные прихожане ищут более фундаментальное понимание того, почему Божья «личность» тройственна, а не единственна. , но содержащий все. Всё есть Одно. Один есть Всё.

Троица в мировых религиях

Интересно, что иудаизм отверг бы Троицу, основываясь на своей вере в то, что придавать Иисусу божественность вообще было кощунством. Для иудеев Иисус был человеком, а не божественной личностью или аспектом Бога. Ислам имел свою собственную Троицу в Отце, Сыне и Марьям или Марии, и это единственная религия, включающая женский аспект божественного Божества.

Троицы появляются и в восточных традициях. Современные переводы « Дао Дэ Цзин » (1996 г.); Основная каббала (1995); Бхагавад-гита ( 1986 г.); и «Тибетская книга мертвых» (1994) служат для того, чтобы дать необычное понимание того, как эта концепция тройственной природы реальности и нашей роли в ней видится и понимается. Восточные традиции удаляют аспект Божества или божественной фигуры, описываемой Троицей.

В «Тибетской книге мертвых» «Три тела состояния будды» представлены тройственные уровни существования. Человек несет ответственность за самого себя на всех трех уровнях. Как состояние будды, триада становится тремя телами будды; обычное тело становится Телом Эманации, речь — Телом Блаженства, а ум — Телом Истины. Три Тела Будды соотносятся с телом, умом и духом, и мы могли бы даже сказать, что с концепцией Отца как Бога, Сына как личности и Святого Духа как процесса, посредством которого человек становится единым с Богом, а также предложить более унифицированное и ориентированное на процесс объяснение Троицы.

Статуя Будды

Статуя Будды


Мы даже видим параллели в «Дао Дэ Цзин» в «Трех Драгоценностях» или «Трех Сокровищах» Будды, Дхармы (закона или действия) и Сангхи (общины). Джайны признают триединство самьяг-даршаны (правильного понимания), самьяг-джняны (правильного знания) и самьяг-чаритры (правильного поведения).

В «Бхагавад-гите» описана тройственная природа «Я», как было сказано Арджуне индуистским богом Кришной, а в каббале , мистической ветви иудаизма, мы находим аналогичные концепции Святого Дыхания, необходимого для союза с Божественным. , и три первоначальных эманации Эйн Соф, Всего Сущего – Ничто, Мудрость и Понимание. Эти три эманации служат основой, на которой было сформировано все остальное существование на Древе Жизни , и сущность которой никогда не пытались понять последователи. Возможно, последователи не должны понимать расплывчатую природу католической Святой Троицы, по крайней мере, на сознательном уровне.

Репрезентативный образ Эйн Соф и ангельских иерархий в каббале

Репрезентативный образ Эйн Соф
и ангельских иерархий в каббале


Вьетнамский буддийский монах Тич Нат Хан в книге «Живой Будда, Живой Христос» (1995) сравнивает западные и восточные представления о Троице. После встречи с христианским духовенством Хан заметил:
«Я сказал священнику, что чувствую, что в каждом из нас есть семя Святого Духа, способность исцелять, преображать и любить. Когда мы прикасаемся к этому семени, мы можем прикоснуться к Богу-Отцу и Богу-Сыну».

Хан убедительно представляет идею Троицы как процесса прямого познания Божественного, превосходящего все религиозные ярлыки и имена. Он утверждает, что самый безопасный способ приблизиться к Святому Духу — через концепцию внимательности и что «кто-то, одушевленный энергией Святого Духа… есть Сын Человеческий и Сын Божий…» — концепция, не чуждая знакомым буддистам. с природой недвойственности.

Буддийская Троица, как ее называет Хань, состоящая из Будды , Дхармы и Сангхи , представляет Троицу доступной для всех последователей.

Буддийский символ, представляющий три драгоценности - Будду, Дхарму, Сангху

Буддийский символ, представляющий три драгоценности -
Будду, Дхарму, Сангху


Многие католические церкви продолжают использовать Святого Духа как инструмент, чтобы держать над головами своих последователей, как угрожающий призрак, который выбирает, на кого он «сойдет». Католицизм отделяет верующих от Божества, тогда как восточные концепции объединяют верующих с дыханием самой жизни и представляют троицу, более ориентированную на «процесс», а не на «личность». Буддизм учит верующих, что дух доступен каждому; что все мы пронизаны силой святого дыхания.

«3»: Идеальное число

Число три считается совершенным числом, объединяющим двойственности. Каббалисты называют число три числом интеграции. Человеческие существа троичны по своей природе: тело, разум и дух. Возможно, наши древние предки понимали триединую природу существования на глубочайшем уровне подсознания, что затем переводилось в символы и архетипы , встречающиеся в историях о нашем происхождении, мифах и религиозных текстах.

Возможно, сама Троица — не что иное, как символ самого процесса творения, а не реальная личность божественного, поэтому она продолжает вызывать столько разочарований и споров в католической церкви. Проще говоря, они ищут Бога не в том месте.

Католическая Троица, около 1450 г., Франция.

Католическая Троица,
около 1450 г., Франция.


Если рассматривать Троицу как процесс единения со Всем, то, возможно, Бог Отец есть Творец, Сын есть Творение, а Святой Дух есть святое дыхание, дающее жизнь физическому проявлению, таким образом, процесс Создание.

Творец, Создающий Творение. Отец. Святой Дух. Сын. А так как сказано, что мы сотворены по образу Божию, то и сами являемся ходячими, говорящими троицами; творцы, создающие творение.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Marie D. Jones and Larry Flaxman,
«3: The Perfect Number - Trinity Symbolism in World Religious Traditions»



Мари Джонс и Ларри Флаксман являются соавторами книги «Секрет Троицы: Сила Трех и Кодекс Творения», исследующей концепцию о том, что Святая Троица не ограничивается одной религией или системой верований. (Примеч. - Louiza Smith)