Ацтеки строят Теночтитлан Мексиканский художник Диего Ривера обессмертил ацтекскую столицу на фреске «Великий Теночтитлан» на стенах Национального дворца в Мехико. |
СВИДЕТЕЛЬСТВА МИССИОНЕРОВ
Первым о «знамениях» поведал фрай Торибио де Бенавенте по прозвищу Мотолиния. В 55-й главе его «Записок» («Мемориалес»), созданных между 1531–1543 гг., он описал несколько странных явлений, которые ацтеки наблюдали за несколько лет до прихода Кортеса.
Фрай Торибио де Бенавенте Мотолиния |
Список знамений, ставший каноническим, привел другой миссионер, по совместительству — крупнейший специалист по ацтекам того времени, благодаря усилиям которого удалось сохранить их культуру, Бернардино де Саагун. В самой ранней редакции его знаменитого труда «Всеобщая история вещей Новой Испании» так называемых «Мадридских кодексах» (1561–1565 гг.) он описал несколько чудес, предвещавших захват страны пришельцами.
В доме для песнопений их приход предрекла потолочная балка. После этого во многих местах рассыпались в прах утесы и холмы, что служило для ацтеков знаком бедствий. Наконец, умершая и погребенная во дворе своего дома женщина явилась к правителю ацтеков Монтесуме (Мотекухсоме) и заявила, что с ним кончится власть владык Мехико, ибо уже в пути те, кто поработит эту землю.
В самой поздней редакции его труда — «Флорентийском кодексе» (ок. 1579 г.) повторяются эти же знамения. Кроме того, в его 12-й книге — «Завоевание Новой Испании», материалы для которой были собраны раньше всего, в 1547–1555 гг., приводится список еще из восьми.
Под первым номером идет упоминавшееся Мотолинией сияние, называемое по-ацтекски мишпамитль. Оно появилось на востоке между 1508 и 1510 (или 1511) гг. и представляло собой «огненную пирамиду», «как заря», которая освещала все кругом так, как если бы ночью вдруг наступил день. Вершина пирамиды доходила до середины — сердца неба.
Несауальпилли |
При составлении списка знамений Саагун пользовался услугами старых индейцев из Тлателолько, города-спутника Теночтитлана. Другой собиратель пророчеств о конкисте, доминиканец Диего Дуран, консультировался у потомка правящего дома Тескоко, с которым у ацтекских «императоров» были непростые отношения. Неудивительно, что перечень знамений, приведенных в его книге «История Индий Новой Испании» (1572–1581 гг.), весьма отличается от Саагуновского.
В его сочинении череда знамений начинается с пророчества Несауальпилли, последнего доиспанского правителя Тескоко, умершего в 1515 г. Он имел славу мудрого правителя и даже мага, однако к концу его царствования позиции Тескоко, когда-то равного партнера Теночтитлана, ослабели. Поэтому он, вероятно, не без скрытого злорадства поведал Монтесуме о грядущих бедах:
«Могущественный и великий государь, я бы, конечно, предпочел не тревожить твою мощную, спокойную и уравновешенную душу. Однако мои обязательства по отношению к тебе заставляют меня сообщить о странном и необыкновенном событии, которое должно будет произойти в свое время… Тебе следует знать — через несколько лет наши города будут разрушены и разграблены, мы сами и наши сыновья убиты, а наши вассалы унижены и порабощены».
Чтобы Монтесума не сомневался в истинности его слов, Несауальпилли рассказал ему, что всякий раз, когда тот вздумает пойти войной на тлашкальтеков, он будет терпеть поражение, а вскоре на небе появятся знаки, предрекающие гибель государства.
Монтесума решил испытать судьбу и тут же пошел войной на тлашкальтеков. Его армия, естественно, была разбита, а вскоре появились и обещанные знаки: свечение на востоке, комета, затмение солнца. Несауальпилли поступил мудрее — заявил, что хочет провести последние годы жизни в мире и спокойствии, и прекратил все военные действия.
Монтесума и Несауальпилли |
Камень, предназначенный то ли для человеческих жертвоприношений, то ли для создания скульптуры Монтесумы, вдруг заговорил и сообщил, что власти правителя скоро придет конец, а сам он понесет заслуженное наказание за свою гордыню, стремление во всем превзойти предков и добиться того, чтобы его почитали как бога. В доказательство он позволил донести себя лишь до середины дамбы — места, где впоследствии произошла встреча Монтесумы и Кортеса, а после упал в воду.
А потом к Монтесуме явился крестьянин и поведал ему странную историю.
Однажды, когда он обрабатывал поле, его вдруг подхватил гигантский орел и унес в пещеру. Там крестьянин обнаружил угощение, трубку с табаком и спящего человека в богатой одежде. Таинственный голос повелел ему отведать яств и покурить, а также сообщил, что спящий господин — правитель Монтесума, который столь опьянен высокомерием, что не чувствует надвигающейся беды. Чтобы убедиться в «бесчувственности» повелителя, крестьянину было велено… обжечь его трубкой, а после явиться к нему во дворец и рассказать обо всем.
Разгневанный правитель велел посадить крестьянина в тюрьму… и тут же почувствовал боль от ожога.
Близок к этому сюжету и другой — о преследовании Монтесумой сновидцев.
Император велел сообщать ему о вещих снах, предрекающих всяческие беды, а после — сажал тех, кто их видел, в тюрьму и морил голодом до смерти. Вскоре мало кто в империи решался пересказывать кому-то сновидения.
Самый развернутый список знамений в 21-томном труде «Индейская монархия» (1591– 1611 гг.) привел глава миссии францисканцев в Новой Испании Хуан де Торкемада (Торквемада). Он использовал труды предшественников-миссионеров, расспрашивал потомков правителей Тескоко и Тлашкалы, изучал уцелевшие манускрипты индейцев, причем не просто переписывал старые книги, но и расцвечивал рассказ новыми и яркими подробностями. К примеру, он превратил лаконичное сообщение Саагуна об ожившей покойнице в историю загробных приключений сестры Монтесумы Папанцин.
По его словам, Папанцин была супругой царя Тлателолько и продолжала править после смерти мужа. В 1509 г. она тоже скончалась и была похоронена в императорском саду, неподалеку от царской купальни. На следующий день одна из дочерей царя, шестилетняя девочка, вышла поиграть в саду и обнаружила там почившую принцессу. Папанцин попросила ее привести воспитательницу, но та не поверила малышке. Тогда девочка рассказала о чуде своей матери — одной из многочисленных жен Монтесумы. Та, хоть и испугалась, стала выполнять все повеления «покойницы»: укрыла ее в своей комнате и привела к ней дядю — царя Несауальпилли, а уже тот сообщил о чуде Монтесуме. Когда он явился в окружении придворных, Папанцин поведала ему о том, что после смерти очутилась на берегу реки, где встретила крылатого молодого человека. Он сказал, что Папанцин еще рано переходить на другой берег, так как она должна кое-что увидеть и рассказать об этом соотечественникам. Он повел женщину через долину, усыпанную черепами и костями. Потом она увидела черных людей с рогами и копытами, занятых строительством какого-то дома. А с востока по реке плыли корабли, полные воинов в странных доспехах. Крылатый юноша сказал, что эти чужеземцы обратят ее народ в истинную веру; останки принадлежат тем, кто умер, этой веры не узнав, и потому навечно обречен на муки, а строящийся дом предназначен для тех, кто погибнет в грядущих боях с чужеземцами.
Игра в мяч |
Торквемада привел также несколько легенд, неизвестных по другим источникам. По его словам, жители одного из горных поселений вдруг взбунтовались и убили ацтекских сборщиков дани, так как увидели в неком колодце всадников, а за ними — своих нынешних господ ацтеков, несущих поклажу, как рабы. На берегу Мексиканского залива поймали свирепого зверя, а в Тескоко появился заяц, который пробежал через весь город и бросился в покои царя Несауальпилли. Царь велел не трогать его, так как заяц предвещал приход чужеземцев, которым суждено войти в двери, не встретив сопротивления.
Прочие миссионеры и испанские хронисты добросовестно компилировали основные версии. В XVII в. к списку знамений добавилось лишь несколько оригинальных сюжетов.
«Главный историограф Индий» Антонио Эррера и Тордесильяс во «Всеобщей истории подвигов кастильцев на островах и материке Моря Океана» (1601–1615 гг.) рассказал о зловещем событии, которое произошло по вине Монтесумы. Однажды к правителю прибыли колдуны, которые развлекали его необычными фокусами: отрезали себе руки и ноги, а потом приживляли их на место. Царь, желая удостовериться, что это не обман, велел сварить конечности колдунов в кипятке. Те в отместку за увечье предсказали, что эта жестокая шутка будет стоить Монтесуме власти. Некие чужеземцы отомстят за их увечье, да так, что вода в озере Тескоко превратится в кровь. Монтесума посмеялся над пророчеством, однако наутро увидел, что вода озера покраснела, и в ней плавают отрубленные руки, ноги, головы. Он единственный увидел мрачное знамение — всем прочим вода казалась такой, как всегда.
Этот сюжет имеет параллели с эпосом майя-киче «Пополь-Вух». Именно так герои-близнецы одолели владык Шибальбы: отрезали и приращивали друг другу части тела, а когда их враги захотели повторить на себе этот фокус, их просто «позабыли» оживить.
Автор следующей истории Сервантес Салазар вдохновлялся явно не индейскими легендами. Он поведал, что некий старый жрец бога Уицилопочтли, умирая, предсказал появление белых людей, которые избавят индейцев от ига касиков и обратят их в истинную веру.
Празднество ацтеков |
СВЕТ С ВОСТОКА
Индейские «принцы» с детства обучались в католическом колледже Санта-Крус-де-Тлателолько, где не только зубрили молитвы, но и получали начатки средневекового университетского образования: изучали латынь, труды отцов церкви и античных классиков. Их преподаватели-миссионеры занимались сбором мексиканских древностей и часто прибегали к помощи учеников.
Воссозданием древней истории занимался достаточно узкий круг лиц. Поэтому, даже не будучи лично знакомы, и ученики, и их наставники пользовались одними и теми же источниками и пересказывали схожие сюжеты.
Тем не менее в сочинениях местных хронистов есть несколько любопытных моментов. Во-первых, практически все упоминают загадочный «ночной свет» на востоке, который описывают то как «сияние в форме облака», то как «пирамиду с языками пламени». Самый знаменитый туземный историк дон Фернандо де Альва Иштлильшочитль, живший в XVII в., связывал знамение с легендой о Кецалькоатле. Кроме того, в его хронике изложена оригинальная, отличная от трудов миссионеров версия пророчества Несауальпилли.
Монтесума наблюдает за кометой.
|
Помимо работ учеников святых отцов, существуют документы, созданные в исконной индейской традиции. Это так называемые кодексы — сделанные в колониальный период копии древних «книг» исторического и ритуального характера, записанные пиктографическим (рисуночным) письмом, часто с поясняющими рисунки комментариями на ацтекском или европейских языках. Самый знаменитый — «кодекс Теллериано-Ременсис», составленный в 60-е гг. XVI в. В нем, как и в труде Иштлильшочитля, сказано о необычном сиянии на востоке, которое восприняли как знак возвращения Кецалькоатля:
Древние рукописи ацтеков не только копировали, но и переписывали — латиницей, однако на ацтекском языке. В некоторых сохраненных таким образом исторических анналах также упоминается «знамение» — загадочный свет на востоке.
Дошли до наших дней и комментарии утраченных ацтекских документов на европейских языках. В одной из подобных работ — «Истории мексиканцев по их рисункам», созданной в 40-е гг. XVI в., впервые сказано о двух знамениях из Саагуновского списка: пожаре в храме и… сиянии на небе. «Ночной свет» в этом документе датируется 1511 г.
Кодекс Теллериано-Ременсис.
|
На 185-й год со дня основания Мехико завершился цикл в пятьдесят два года, и Мутецума отмечал праздник в последний раз. В [год] 189 на небесах появилось знамение, которое брало начало возле вершины вулкана и устремлялось ввысь над городом, и было оно белого цвета и шириной в две руки; и Мотецума попытался разузнать, что эта вещь предвещает, и его мудрецы ответили, что оно предрекает его кончину в тот год, и так вышло, что это был именно тот год, когда христиане взяли курс на эту землю».
Кодекс Теллериано-Ременсис. События с 1510 по 1512 гг.
|
эту страну придут бородатые испанцы, поскольку так сказал ему некий сеньор… на основании определенных знамений».
К сожалению, в материалах процесса отсутствуют какие-либо описания знамений, но, судя по дате — 1509–1510 гг., речь идет, скорее всего, о «ночном свете».
Кодекс Теллериано-Ременсис.
|
Tatiana Plikhnevich
(Татьяна Плихневич)
- Десять казней
для Монтесумы или кара богов (Часть - 2)
По теме:
- Строитель ацтекской державы - Монтесума I (Часть-1)
- Цветочные войны ацтеков. Жертвоприношения и каннибализм (Часть-2)