Маунт-Абу, священная гора Раджастана
Гора Абу (Маунт-Абу), окруженная лесными холмами – зеленый оазис среди пустынь Раджастана. Расположенный на южной оконечности Аравальского хребта, холм отличается прохладным климатом, богатой флорой, покрывающей весь склон, многочисленными хвойными деревьями и цветущими кустарниками.Гора Абу, священное место Раджастана
Гора Абу была домом для многих мудрецов и святых. Также Маунт-Абу тесно связана с мифологическим происхождением многих раджпутских кланов Раджастана. Правящая каста Раджастана, “дважды рожденные” раджпуты, прослеживает свое мифологическое происхождение до могущественной церемонии огня «ягна агникунд», совершенной мудрецом-риши Васиштхой, дабы защитить землю от демонов, после падения империи Гупта в восьмом веке нашей эры. Ягна была совершена у природного источника у подножия Абу, исток которого напоминал голову коровы. Данное место получило название Гаумукх. В результате возникли четыре клана раджпутов: Павары (Парамары), Чалукъи (Соланки), Парихары и Чауханы.
Более тысячи лет спустя, британцы, привлеченные прохладным и чистым воздухом того же самого утеса, основали санаторий на высоком плато в центре него. С тех пор, Маунт-Абу стал в жаркий сезон постоянным убежищем махараджей региона, которые построили там летние дворцы. Будучи единственной в штате настоящей горной станцией, город, раскинувшийся по склонам лесистой котловины, и поныне остается крупным курортом.
Дорога, ведущая на гору Абу – извилистый путь, пролегающий по ветреной и засушливой пустыне, усеянной огромными скалами причудливых форм. Абу, согласно легенде, получила свое название в честь сына Гималаев, носившего имя Арбуады, могущественного змея, спасшего от битвы Нанди, священного быка Шивы.
Центральная часть Маунт-Абу – озеро Накки. Согласно местной легенде, оно образовалось, когда боги выскребли часть горы ногтями. Достопримечательность озера – скала Тода (Toad’s Rock) необычной формы.
На побережье озера расположен храм, отмечающий место знаменитого ритуала ягна агникунд в Гаумукхе, который по-прежнему посещают потоки паломников. Рядом расположены великолепный скульптурный холм Арбуады — могучий змей стоит на прекрасном фоне и мраморный памятник Нанди, небесного быка, спасенного Арбуадой. Кроме того, вокруг самого Маунт-Абу можно встретить множество адептов брахма кумари в белых одеяниях, членов международного духовного движения, штаб которого расположен в тихой долине за озером.
Имеется также множество возможностей совершить пешие походы вдоль необозначенных троп и побродить среди гранитных валунов и лесистых хребтов высоко над городом, где среди десятков крошечных пещер, связанных путаницей утоптанных тропинок, проживает община полукочевых садху.
Единственная гора в Раджастане, Абу — это не просто уникальный природный памятник. Абу славится также великолепным храмовым комплексом Дилвара-Джайна, построенным в XI-XIII веках и являющимся популярным центром паломничества джайнов.
Храмовый комплекс богато украшен резьбой по мрамору, которая считается самой замысловатой в мире, и, наряду с храмами Шатрунджайи и великолепным храмом Чатурмукха Адинатх в Ранакпуре, входит в число наиболее священных джайнистских достопримечательностей Индии.
Джайны считают строительство храмов актом религиозного поклонения и их дома молитвы неизменно отделаны и украшены с любовью, но даже по джайнистским стандартам храмы Дилвара, расположенные в 3 км на северо-восток от Маунт-Абу входят в число самых прекрасных в Индии.
Все пять выполнены целиком из мрамора, а резьба, особенно в двух главных сооружениях, потрясающе сложная, несравненная по своей легкости и изяществу, и каждый самый маленький ее участок выделяется как художественный шедевр сам по себе. По эстетическому великолепию к ним приближаются только храмы Ранакпура в 200 км на северо-восток.
Самый старый храм, Вимала Васахи, названный так по имени богатого министра раджпутского князя Бхимы I Соланки, который финансировал его строительство в 1031 г. нашей эры, посвящен Адинатху, первому святому-тиртханкару, чье изображение со срещенными ногами восседает в центральном святилище под охраной высоких статуй Паршванатха (23-его тиртханкара).
Хотя экстерьер его прост, внутри нет ни одной стены, колонны, или потолка, которая не была бы украшена; на завершение работы, выполнявшейся почти двумя тысячами рабочих и скульпторов, потребовалось четырнадцать лет.
Восемь из сорока восьми колонн в переднем зале образуют восьмиугольник, который поддерживает куполообразный потолок, устроенный в виде одиннадцати концентрических кругов, оживающих благодаря фигуркам танцоров, музыкантов, слонов и лошадей.
Маленькие алтари, бесчисленные колонны, скобы и настенные ниши внутри святилища и окружающих его галерей, а также каждый участок крыши украшены замысловатой скульптурой.
Более поздний храм Неминатх (1231 г. нашей эры) похож на храм, посвященный Адинатху, но резьба в нем еще точнее и проработаннее. Большой купол над входным залом непревзойден по своей художественной ценности.
Вырезанные на стенах фризы изображают сцены на космологические темы, истории святых и великолепные шествия. Скульптуры возле входного портика увековечивают покровителей храма, двух братьев Ваступалу и Теджапалу. В легенде говорится, что они нашли огромное сокровище, и их жены — тоже изображенные здесь — посоветовали им построить храмы, и тогда они финансировали строительство многих храмов на святом холме Шатрунджайя в Гуджарате.
Остальные три храма пятнадцатого века менее живописны. Хотя в храме Адинатха — не путать с Вимала Васахи — в котором находится медное изображение этого тиртханкара весом в четыре с половиной тонны, есть несколько образцов изящной резьбы, значительная ее часть не завершена; храм, посвященный Паршванатху, украшают резные потолки и изображения святых на внешних стенах, а венчает его высокая серая каменная башня. Замыкает группу маленький храм Махавира (Mahavira Mandir).
За Университетом Брахма Кумарис, примерно в 3 км на северо-восток от города, лестница из более четырехсот ступенек ведет вверх к храму Адхар Деви (посвященному Дурге), высеченному в скале на вершине холма. Считается, что вода цвета молока в Дудх Баори у самого подножия летницы, является источником чистого молока («дудх») для богов и мудрецов.
Над расположенным в 8 км далее на северо-восток комплексом Ачалгарх возвышается храм Ачалешвар Махадео, считается, что он был создан, когда Бог Шива коснулся этого места большим пальцем ноги, чтобы успокоить землетрясение.
В его святилище нет ни изображения Шивы, ни лингама (санскр. – мужское начало), а только йони (санскр. – женское начало) с отверстием, которое, как говорят, тянется в пресподнюю, и на которую взирают со стен Парвати и Ганеш. Статуи Парвати стоят по бокам от входа с обращенным к ним необычно большим металлическим буйволом Нанди.
Второстепенные святилища включают одно, посвященное Вишну, в котором на резных досках изображены знакомые фигуры возлежащего Вишну и его девяти воплощений. Большой водоем перед храмом, окаймленный каменными статуями буйволов, является легендарным местом умерщвления демонов в образе буйволов, которые украли из водоема очистительное масло-гхи. Поблизости расположен Ашрам Джамадагни — место, где мудрец Васиштха возглавил огненный ритуал, который породил четыре Раджпутских клана (Парамаров, Парихаров, Соланкиев и Чауханов).
Менее посещаемый, но более эффектно расположенный храм Гаумукх находится в 7 км на юг от зоны рынка. К нему ведет крутая лестница из 750 ступенек (по которым вы сначала спускаетесь), считается, что маленький водоем внутри святилища содержит воду из священных реки Сарасвати и Ганга.
Паломники приходят сюда, чтобы совершить Гауда пуджу, молясь о благословении двух величайших индийских риши (мудрецов), Васиштхи и Вишвамитры, которые предположительно здесь медитировали и вели знаменитые метафизические дебаты.
Последним важным индуистским паломническим центром в Маунт-Абу является храм Атри Риши в Гуру Шикхаре, в 15 км на северо-восток от города, который на высоте 1772 м над уровнем моря отмечает самую высокую точку в Раджастане. В зависимости от того, насколько энергично вы себя чувствуете, можно насладиться превосходными панорамными видами либо от самого храма, либо от лотков с напитками у подножия ведущих к нему ступеней.