Каменный лев,
сделанный из камня Коуд
(Вестминстерский
мост, Лондон)
|
Большая статуя льва, расположенная на восточном конце Вестминстерского моста, недалеко от здания парламента, хранит один секрет – она сделана не из камня и не из бетона, а из особой смеси ингредиентов, рецепт которой был утерян более ста лет назад. Статуе около двухсот лет, однако она выглядит как новая, без каких-либо признаков старения на поверхности. После столетий воздействия агрессивных погодных условий Лондона тонкие детали моделирования по-прежнему остаются довольно чёткими.
Этот удивительный искусственный камень известен как «камень Коуд»; он был назван в честь Элеоноры Коуд, которая владела фабрикой, производившей его. Камень Коуд был чрезвычайно популярен в течение 18-го и 19-го веков, потому что его практически нельзя было разрушить, однако из него можно было сделать любые виды декоративных предметов, включая фризы, арабески, капители и прочие архитектурные элементы. Его использовал каждый ведущий архитектор того времени, и примеры можно найти по всему миру.
Этот удивительный искусственный камень известен как «камень Коуд»; он был назван в честь Элеоноры Коуд, которая владела фабрикой, производившей его. Камень Коуд был чрезвычайно популярен в течение 18-го и 19-го веков, потому что его практически нельзя было разрушить, однако из него можно было сделать любые виды декоративных предметов, включая фризы, арабески, капители и прочие архитектурные элементы. Его использовал каждый ведущий архитектор того времени, и примеры можно найти по всему миру.
Гравюра с
изображением фабрики
по
производству камня Коуд в Лондоне (1800 год)
|
Элеонора Коуд успешно управляла бизнесом в течение пятидесяти лет – до самой смерти, что было редкостью для женщин в Георгианскую эпоху. Материалы, производимые на фабрике Коуд, продавались по всей Британии и за её пределами и использовались многими блестящими скульпторами и архитекторами того времени, включая Роберта Адама, Джеймса Уайатта, Сэмюэля Уайатта, сэра Уильяма Чемберса, Джона Нэша и Джона Соана. Каменную керамику использовали для строительства часовни Святого Георгия в Виндзоре, Королевского павильона в Брайтоне, Карлтон-хауса в Лондоне и Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче, а также для реконструкции Букингемского дворца.
Элеонора Коуд умерла в 1821 году. Её камень использовали ещё в течение двух десятилетий, пока не появилось другое чудесное изобретение – портландцемент.
Существует непреходящий миф, что тайна камня Коуд умерла вместе с Элеонорой. Но это не совсем так. Формула камня Коуд была хорошо известна в середине 19 века, и её использовали многие производители. Это было возможным потому, что ни Пинко, ни Коуды не стремились получить патент.
«Существование патента на камень Коуд – миф, – пишет Кэролайн Стэнфорд. – Диапазон размеров изделий из камня делал формулу невозможной: секрет, если он вообще существовал, заключался в непревзойдённом мастерстве мастеров, которые смешивали глину, и кочегара, который ухаживал за печью».
Элеонора Коуд умерла в 1821 году. Её камень использовали ещё в течение двух десятилетий, пока не появилось другое чудесное изобретение – портландцемент.
Существует непреходящий миф, что тайна камня Коуд умерла вместе с Элеонорой. Но это не совсем так. Формула камня Коуд была хорошо известна в середине 19 века, и её использовали многие производители. Это было возможным потому, что ни Пинко, ни Коуды не стремились получить патент.
«Существование патента на камень Коуд – миф, – пишет Кэролайн Стэнфорд. – Диапазон размеров изделий из камня делал формулу невозможной: секрет, если он вообще существовал, заключался в непревзойдённом мастерстве мастеров, которые смешивали глину, и кочегара, который ухаживал за печью».
Фронтон лорда Нельсона во внутреннем дворе короля Уильяма в Королевском
военно-морском колледже в Гринвиче был признан лучшим творением из камня Коуд.
|
В самом деле, процесс изготовления предметов из камня Коуд был весьма трудоёмким и требовал высокой квалификации. Во-первых, глины всегда брали на 10 процентов больше, чем требовалось, с учётом усушки во время обжига. Далее эту модель использовали, чтобы получить гипсовую форму. Смесь для получения камня Коуд утрамбовывали в готовую форму вручную. На многих образцах камня Коуд до сих пор сохранились отпечатки пальцев рабочих. После того как глиняная смесь затвердевала, модель извлекали из гипсовой формы и обжигали в печи в течение нескольких дней. Это был самый важный этап процесса. Часто печнику приходилось бодрствовать всю ночь, чтобы поддерживать постоянную температуру. Он не всегда всё делал правильно — иногда железные прутья разъедались коррозией, из-за чего появлялись трещины. Такие партии Элеонора Коуд не принимала, поскольку она стремилась поддерживать самые высокие стандарты контроля качества. Но в большинстве случаев продукция получалась без каких-либо дефектов.
Камень Коуд во многом был обязан своим успехом предпринимательскому лидерству женщины, которая его продвигала. Элеонора Коуд наладила продуктивные отношения с одними из самых уважаемых архитекторов и дизайнеров того времени, и через них у неё был доступ к самым богатым клиентам в Британии. В 1770-х годах она проводила выставки своей продукции в «Обществе художников», а в 1799 году открыла постоянную выставочную галерею на южной стороне Вестминстерского моста. Она часто размещала объявления в газетах и следила за тем, чтобы лучшие работы мануфактуры выставлялись в Королевской академии. Каталог от 1784 года содержал не менее 788 образцов. Коуд часто шла навстречу клиентам и учитывала их пожелания.
Элеонора Коуд так и не вышла замуж. Когда она умерла в 1821 году, в возрасте 88 лет, она оставила большую часть своего состояния благотворительным организациям и священнослужителям.
Камень Коуд во многом был обязан своим успехом предпринимательскому лидерству женщины, которая его продвигала. Элеонора Коуд наладила продуктивные отношения с одними из самых уважаемых архитекторов и дизайнеров того времени, и через них у неё был доступ к самым богатым клиентам в Британии. В 1770-х годах она проводила выставки своей продукции в «Обществе художников», а в 1799 году открыла постоянную выставочную галерею на южной стороне Вестминстерского моста. Она часто размещала объявления в газетах и следила за тем, чтобы лучшие работы мануфактуры выставлялись в Королевской академии. Каталог от 1784 года содержал не менее 788 образцов. Коуд часто шла навстречу клиентам и учитывала их пожелания.
Элеонора Коуд так и не вышла замуж. Когда она умерла в 1821 году, в возрасте 88 лет, она оставила большую часть своего состояния благотворительным организациям и священнослужителям.
«Отец-Темза»,
скульптура из
камня Коуд Джона Бэкона,
на территории
Хэм-хауса в Ричмонде
|
Один из двух
каменных сфинксов в Крум-парке,
графство
Вустершир
|