Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Яркие цветовые круги Ньютона, Гёте и других теоретиков цвета (1665-1810)


Мыслители 17-го и 18-го веков развили множество теорий цвета и света. Художники, химики, картографы, поэты и даже энтомологи... казалось, у каждого была своя теория цвета. А каскад открытий (дифракция, интерференция, двойное лучепреломление) лишь усугубил всеобщий разлад. Рене Декарт проводил и описывал исследования оптики, Исаак Ньютон выдал свой знаменитый труд «Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света», свои взгляды на природу и восприятие цвета были и у Гёте.

В 1672 году Ньютон написал революционную «Новую теорию света и цветов». В ней он изложил свои эксперименты с призмами, доказавшие, что белый свет состоит из семи различных цветов. Учёные обсуждали теорию Ньютона в 19 веке, в итоге её нашли убедительной.

Цветовое колесо Гёте из книги «К теории цвета», которым он проиллюстрировал главу «Аллегорическое, символическое и мистическое использование цвета», 1809 год.
Среди несогласных с ньютоновской теорией оказался поэт, философ и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте. Своё мнение он выразил в 1809 году работой «К теории цвета», которую проиллюстрировал аккуратно нарисованными от руки цветовыми диаграммами и кругами (выше). Несмотря на ошибочность, взгляды Гёте возымели историческое значение в основном в области физиологии и психологии зрения.

Со времён Ньютона и позднее теоретики цвета разрабатывали концепции с цветовыми кругами, первый из которых 1704 года приписывают Ньютону.
В цветовом круге Ньютона располагались «красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, индиго и фиолетовый в естественной последовательности на вращающемся диске». Четыре года спустя художник Клод Буте создал свои 7-цветные и 12-цветные круги (ниже), основанные на ньютоновских теориях. Художники, химики, картографы, поэты и даже энтомологи... казалось, у каждого была теория цвета, обычно сопровождаемая продуманными цветными схемами и диаграммами.

7-цветные и 12-цветные круги художника Клода Буте, 1708 год.
Цветовое колесо служило одной из многих форм представления зачастую контрастирующих теорий. Например, Жак-Фабьен Готье утверждал, что первичными цветами были чёрный и белый. Но колесо и основные идеи Ньютона о нём, почти не претерпев изменений, легли в основу правильной теории цветов. Колесо 1766 года британского энтомолога Мозеса Харриса демонстрирует 7-цветную схему Ньютона, упрощенную до 6 первичных и вторичных цветов с третичными градациями между ними. Другой энтомолог, Иоганн Игнац Шиффермюллер, изобразил 12-цветное колесо (ниже).

Мозес Харрис в 1766 году представил «Естественную систему цветов»
и своё цветовое колесо.
Цветовой круг австрийского энтомолога Иоганна Игнаца Шиффермюллера
из трактата «Попытка систематизировать цвета», 1772.

Немецкий орнитолог, энтомолог, ботаник и изобретатель Якоб Шеффер 
представил палитру в виде генеалогического древа в «Проекте общего цвета», 1769. 
Он разделил цвета на несколько семей.
Иллюстрация 1746 года к теории Жака-Фабиена Готье о том,
что основные цвета – чёрный и белый, а красный, жёлтый и синий – вторичные.
Цвет всегда репрезентативен. В оригинальном цветовом круге Ньютона «с цветом соотносились музыкальные ноты». К концу 18-го века теорию цвета всё теснее связывали с психологическими теориями и типологиями, как в колесе выше под названием «Роза темпераментов». Его создали Гёте и Фридрих Шиллер в 1789 году, чтобы проиллюстрировать «занятия человека и черты его характера». The Public Domain Review их перечисляет: «тираны, герои, авантюристы, гедонисты, любовники, поэты, ораторы, историки, педагоги, философы, педанты, правители», разделённые на четыре типа темперамента гуморальной теории.

«Роза темпераментов» Гёте и Шиллера, 1798/1799 год.
Довольно кратким оказался переход от такого психологизма цвета к тому, что используют рекламодатели и коммерческие дизайнеры в 20-м веке или от теорий цвета художников и учёных к абстрактному экспрессионизму, школе Баухаус, химикам и фотографам, которые воссоздали цвета мира на плёнке.

«Цветовой шар» Филиппа Отто Рунге, 1810 год.

Источник: