Иисусу
в Коране посвящено 96 аятов – меньше чем Моисею, Аврааму и Ною, но Иисусу
отводится в Коране исключительная роль. Мария – единственное женское имя в
Коране, все остальные женщины – безымянные: жена Адама, жена фараона, жена
Моисея, жена Лота. Более того, 19-я сура Корана так и называется «Марйам».
Коран и мусульманское вероучение не признают божественной природы Иисуса, но
признают непорочное зачатие этого великого пророка. Иисус подобен Адаму: Бог
сказал "Будь" и он стал – с такими словами Бог творит Адама, с этими
же словами Аллах творит и Иисуса.
Иисус
не умер на кресте. Бог взял его к себе на небо живым, где он останется до
кануна Конца Света. Согласно Преданию и комментаторам Корана, перед
наступлением Судного Дня Иисус вернется на землю, выполнит отведенную ему
эсхатологическую миссию, после чего умрет и будет похоронен вместе с
Мухаммедом. В Судный День Иисус вместе с Мухаммедом будут воскрешены чтобы
свидетельствовать против своих народов. [*]
«155. (156). и за их неверие, и за то, что они изрекли на Марйам великую ложь,
156. (157). и за их слова: "Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, – наверное, (158). нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!
157. (159). И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!) –»
[Коран. Сура 4 «Женщины»; аяты 156-159. Перевод Игнатия Крачковского]
A Qajar underglaze-painted moulded pottery. Tile depicting the Crucifixion. Persia, 19th Century. Of square form, decorated in polychrome with Christ on the cross in a landscape flanked by the Twelve Apostles within an eight-pointed star, the border with a scrolling foliate vine, the corners with quatrefoil cartouches containing flowerheads, framed. 35 x 34 cm. Bonhams. Sold for £1,750 inc. premium. via. Source |
«109. (110). Вот скажет Аллах: "О Иса, сын Марйам! Вспомни милость Мою тебе и твоей родительнице, как Я подкрепил тебя духом святым. Ты говорил с людьми в колыбели и взрослым.
110. И вот научил Я тебя писанию, мудрости, Торе, Евангелию, и вот ты делал из глины подобие птиц с Моего дозволения и дул на них, и становились они птицами с Моего дозволения, и ты изводил мертвых с Моего дозволенияя. И вот Я удержал сынов Исраила от тебя, когда ты пришел к ним с ясными знамениями. И сказали те, которые не веровали из них: "Это – только очевидное колдовство!" [Сюжет с птицами – из апокрифического Евангелия детства]
111. (111). И вот внушил Я апостолам: "Уверуйте в Меня и в Моего посланника!" Они сказали: "Мы уверовали, свидетельствуй, что мы предались!"
112. (112). Вот сказали апостолы: "О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?" Он сказал: "Бойтесь Бога, если вы верующие!"
113. (113). Они сказали: "Мы хотим поесть с нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями".
114. (114). Сказал Иса, сын Марйам: "Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет праздником для первого из нас и для последнего и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты – лучший из дарующих уделы!"
115. (115). Сказал Аллах: "Я ниспошлю ее вам, но кто еще из вас будет потом неверующим, того Я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров!"
116. (116). И вот сказал Аллах: "О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: "Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?" Он сказал: "Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это знаешь. Ты знаешь то. что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в душе: ведь Ты – ведающий скрытое.
117. (117). Я не говорил им ничего, кроме того, о чем Ты мне приказал: "Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них, а когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними, и Ты – свидетель всякой вещи.
118. (118). Если Ты их накажешь, то ведь они – рабы Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – великий, мудрый!"»
[Коран. Сура 5 «Трапеза»; аяты 110-118. Перевод Игнатия Крачковского]
Каджарская керамическая плитка с Девой Марией и
младенцем. Конец XIX века / A Qajar Pottery Tile with the Virgin Mary and
Child. Possibly Isfahan, Iran. Late 19th century. Depicted in shades of green,
blue and manganese on white ground amidst floral sprays, intact. 23 x 32cm.
Price Realised GBP 2,500 /USD 4,042. Estimate GBP 800 - GBP 1,200 (USD 1,200 -
USD 1,800). Christie's. Source
|
По поводу иранской плитки XIX века:«16. (16). И вспомни в писании от Марйам. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное17. (17). и устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека.18. (18). Она сказала: "Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен".19. (19). Он сказал: "Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого".20. (20). Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей".21. (21). Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня – легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием". Дело это решено".22. (22). И понесла она его и удалилась с ним в далекое место.»«30. (29). А она указала на него. Они сказали: "Как мы можем говорить с тем, кто ребенок в колыбели?"31. (30). Он сказал: "Я - раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком.32. (31). И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я вижу,33. (32). и благость к моей родительнице и не сделал меня тираном, несчастным.34. (33). И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!"35. (34). Это - Йса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются.36. (35). Не подобает Аллаху брать Себе детей, хвала Ему! Когда Он решит какое-небудь дело, то лишь скажет ему: "Будь!" – и оно бывает.»[Коран. Сура 19 «Марйам»; аяты 17-22 и 30-35. Перевод Игнатия Крачковского]
интересно это произведения каджарских мастеров, сделанные для христиан, или это исламские изображения Исы и его матери Марйам?
________________________________________________
[*] Дополнительно:
- Лекция Алексея Журавского "Какое место занимают в исламе библейские пророки", Университет Arzamas 30 октября 2016.
- Про Иисуса в Коране
- Книга: Тельман Ибрагимов. Живопись каджарского периода. Баку, Издательский Дом “Şərq-Qərb” (“East-West”), 2013, – 140 с.