Рогир ван дер Вейден.
Мадонна с младенцем, известная как
«Мадонна Дюрана». 1435 — 1438.
Музей Прадо в Мадриде.
|
Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) — фигура знаменитая и загадочная. В нидерландском искусстве XV века Рогир ван дер Вейден (ок.1400 — 1464) считается вторым по значению художником после Ван Эйка. При жизни он был очень известен, имел большую мастерскую, полную учеников и последователей. Его работами восхищались и его современники, и люди других поколений. Забвение большинства нидерландских мастеров XV века, длившееся века, не затронуло имя этого мастера.
По одной атрибуции — Рогир ван дер
Вейден. Разные алтари.
По другой атрибуции — Мастерская Рогира
ван дер Вейдена.
Мадонна. 1440 г. Музей Истории
Искусств, Вена.
|
Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, о его жизни известно очень мало. До нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно идентифицировать. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину, искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками.
‘Снятие с креста’ — единственное произведение, о котором доподлинно известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. Благодаря такой реконструкции` творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах.
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо.
Выполненный по заказу гильдии
стрелков г. Лувена. алтарный образ
является признанным шедевром
мировой живописи.
|
Искусствоведы поясняют…
«Горизонтальный формат и удлиненные фигуры, буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, сообщают ей сходство с раскрашенным готическим рельефом. В живописи Ван дер Вейдена чувствуется отход от радостного восприятия мира Ван Эйка, ее главный акцент — воссоздание мира эмоций, духовных переживаний, которые передаются с помощью чрезвычайно экспрессивных движений, поз, мимики и жестов. Художник словно отрешается от богатства мира, его не интересует предметное окружение человека, более того — он вводит в свои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон».Рядом с экспозиционным залом устроена черная комната с креслами. На торцевую стену во весь размах проецируется картина в целом. Потом полотно разделяется на фрагменты. Я сделаю тоже самое, пользуясь возможностями Интернета, в котором есть почти все. При этом в зале звучит музыка — тихая-тихая, одноголосная, очень печальная и заставляющая соучаствовать в происходящем лично тебя.
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с креста».
Ранее 1443, Музей Прадо.
Тема картины: ХРИСТОС УМЕР.
Единственное, что осталось сделать
преданным Ему людям, нять с Креста
и положить во гроб.
|
Видите, что Христос умер? Да… Кровь из ран текла вертикально, сейчас не изменила свой путь, значит — кровь не течет, сердце остановилось — Он мертв.
Все прописано с документальной точностью, как положено в реалистическом искусстве. Но, это же — не реализм?! Да, это — ван дер Вейден, творящий вне временных канонов…
Все прописано с документальной точностью, как положено в реалистическом искусстве. Но, это же — не реализм?! Да, это — ван дер Вейден, творящий вне временных канонов…
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста»Ранее 1443, Музей Прадо, Мадрид.
Рядом с женами-мироносицами стоит
апостол Иоанн,
которому Иисус перед распятием поручил заботу
о своей матери.
|
Присутствующие при снятии с Креста выражают свою скорбь по-разному. Женщины плачут. Богоматерь упала в обморок. Мужчины пытаются что-то сделать. Св. Иоанн пытается помочь Марии…
Обратите внимание: Св. Иоанн тоже плачет.
Обратите внимание: Св. Иоанн тоже плачет.
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо.
В правой группе стоят Иосиф
Аримафейский, в роскошном одеянии Никодим,
Миро и сломленная горем Магдалина.
|
Иосиф Аримафейский поддерживает Христа под руки. Этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. За ним стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Крайняя справа — Мария Магдалина. Две руки — Матери и Сына — центр композиции…
Великолепен изгиб фигуры: Мария скользит в бесконечном падении в не-бытие. Складки струятся вниз и одновременно сопротивляются падению. Удивительна техника письма: не виден мазок кисти, цвет в игре света-тени будто растушеван, что придает всему скульптурность. И фигуре, и каждой детали. Все спокойно и напряжено.
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо, Мадрид.
«Черный обморок» Богоматери Марии…
|
При «черном обмороке» исчезает свет. Кажется, что ты падаешь в безжизненную пустоту. Время тоже исчезает — сменяется Вечностью не-существования. Из «черного обморока» возвращаются с ощущением осознания чего-то нового, глубинного…
Мария, судя по текущим по щекам слезам, в жизнь вернется, но не сейчас и мы не узнаем, что она поняла, находясь там — в запредельном мире.
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо.
Крайняя слева — Мария, жена Клеопы,
одного из учеников Иисуса.
|
Мария плачет, не сомневаясь: ХРИСТОС УМЕР, и вместо с ним умерло все, что составляло смысл жизни преданных ему людей…
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо, Мадрид
Мария, — жена Клеопы, одного из
учеников Иисуса.
|
Слезы женщин чисты и очищающи. Они бессильны помочь горю: ХРИСТОС МЕРТВ. Как знать? В том мире, где действенно чудо, возможно все…
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо, Мадрид.
Крайняя справа — Мария Магдалина.
|
Мария Магдалина выражает свою скорбь в изломе фигуры. Она сломлена навсегда? Нет, что-то свое прозревающий взгляд полон решимости убийственности горя противостоять.
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443, Музей Прадо.
На самом верху центральной створки
изображен тот,
кто непосредственно снимал тело Христа с Креста.
Кто он? Безымянен |
Лицо юноши грубовато. Он еще не просвещен, но это непременно случится. Человек, пережив подобное, остаться прежним не может…
Рогир ван дер Вейден. «Снятие с
креста». Ранее 1443,
Музей Прадо.
|
Для Иосифа Аримафейского ХРИСТОС УМЕР, В его жизни остается лишь вечная скорбь. Все — переживания исчерпаны.
Рогир ван дер Вейден. «Распятие с
Богоматерью и св. Иоанном». 1457.
Собрание из монастыря Эскуриал.
Мадрид.
|
Исчерпаны переживания лишь на предыдущей картине. В реальности осознания произошедшего они продолжаются, ставя новые вопросы и давая новые ответы.