Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Сюрреализм в Средневековье. Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Весна. 1573. Париж, Лувр Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587); сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением.

Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры.

Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.

Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590—1591), которые он послал в Прагу.

В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер. Творчество «Вертумн» был особенно оценен обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы; весьма искусная компоновка элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

 Парадоксы Джузеппе Арчимбольдо




Арчимбольдо тоже впечатлял аудиторию не только своими картинами. Он виртуозно организовывал балы, турниры и карнавалы, за что получил титул «Мастера празднеств» при дворе императора Фердинанда I. Художник создавал роскошные декорации, эскизы костюмов и фантазийные маски.

Сани с фигурой сирены. Эскиз
Джузеппе Арчимбольдо 1585, 15×20.5 см

Сани с крылатой фигурой. Эскиз
Джузеппе Арчимбольдо 1585, 13.8×17.4 см

Сани с аллегорией Победы. Эскиз
Джузеппе Арчимбольдо 1585, 15.6×21.9 см

Сани с амуром и рыбами. Эскиз
Джузеппе Арчимбольдо 1585, 18.8×23 см

4 сезона. Весна (Баварская серия)
Джузеппе Арчимбольдо 1570-е , 84×57 см

Эрцгерцогиня Анна, дочь императора Максимилиана II
Джузеппе Арчимбольдо 1563, 42.7×34.1 см

Натюрморт с луком и овощами (Огородник)
Джузеппе Арчимбольдо 1590, 36×24 см

Огородник (Натюрморт с луком и овощами)
Джузеппе Арчимбольдо 1590, 36×24 см

Четыре элемента. Земля
Джузеппе Арчимбольдо 1570, 70.2×48.7 см

Портрет Евы
Джузеппе Арчимбольдо 1578

Портрет Адама
Джузеппе Арчимбольдо 1578

4 сезона в одном портрете
Джузеппе Арчимбольдо 1590, 60.4×44.7 см

Библиотекарь
Джузеппе Арчимбольдо 1566, 97×71 см

Вертумн. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна
Джузеппе Арчимбольдо 1591, 70×58 см