Альбертус Пиктор. Смерть, играющая в шахматы. 1480
швед. Döden spelar schack
темпера, влажная штукатурка
Церковь Тёбю, Тёбю, диоцез Стокгольма, Швеция
|
«Смерть,
играющая в шахматы» (швед. Döden spelar schack) — самая известная фреска церкви
Тёбю (швед. Täby kyrka), выполнена мастерской Альбертуса Пиктора около 1480
года на неканонический сюжет.
Церковь была завершена в конце
1200-х годов. Церковная ризница была достроена в 1300-х годах, своды были
обновлены в 1450-е годы. Церковь в Тёбю имеет четыре сводчатые арки, которые
были в 1480-е годы расписаны мастерской Альбертуса Пиктора. Фрески были
реставрированы в 1787 году и в 1992—1993 годах. Во время второй реставрации
были детально изучены составляющие элементы красочного слоя.
Церковь Тёбю. Внешний вид
|
Фреска «Смерть, играющая в шахматы» находится в западной части свода в
верхней части лестницы на чердак, где расположен орган. Она выполнена
шведским художником немецкого происхождения Альбертусом (швед. Albertus
Pictor, букв. «Альбертус Художник»; родился между 1440 и 1450 годами —
умер между 1507 и 1509 годами, настоящее имя «Альберт Имменхаузен»,
швед. Albertus Immenhusen, происходил из города Имменхаузена вблизи
Касселя в земле Гессен) и его мастерской, численностью около пяти
человек, которые расписали в своё время около 40 шведских церквей, 37 из
них сохранились до нашего времени.
Копия росписи хранится в коллекции шведского Исторического музея в Стокгольме.
Копия росписи хранится в коллекции шведского Исторического музея в Стокгольме.
Церковь Тёбю. Роспись сводов
|
В течение 1600-х годов, с переходом Швеции в лютеранство, стены в
большинстве средневековых шведских храмов были побелены. Своды церкви в
Тёбю по неизвестной причине были оставлены под фресками, поэтому они
сохранились во всём своем великолепии.
Фреска «Смерть, играющая в шахматы» не похожа на большинство других изображений в церкви, которые выполнены строго на основе библейских мотивов. На фреске изображён скромно, но изящно одетый мужчина, который играет в шахматы со Смертью. Шахматная доска на фреске нестандартных размеров (7 на 5 клеток). Ход делает Смерть, а мужчина растерянно прижимает левую руку к груди, а другой пытается ухватиться за доску.
Фреска «Смерть, играющая в шахматы» изображает мужчину и Смерть по одну сторону доски; современному зрителю, без поправки на средневековую традицию изображения, это изображение может ошибочно представляться как «Смерть подсказывает Рыцарю ход против зрителя». Фреска дополняется лентой над фигурами персонажей с выцветшим и уже нечитаемым текстом на шведском языке.
Фреска «Смерть, играющая в шахматы» не похожа на большинство других изображений в церкви, которые выполнены строго на основе библейских мотивов. На фреске изображён скромно, но изящно одетый мужчина, который играет в шахматы со Смертью. Шахматная доска на фреске нестандартных размеров (7 на 5 клеток). Ход делает Смерть, а мужчина растерянно прижимает левую руку к груди, а другой пытается ухватиться за доску.
Фреска «Смерть, играющая в шахматы» изображает мужчину и Смерть по одну сторону доски; современному зрителю, без поправки на средневековую традицию изображения, это изображение может ошибочно представляться как «Смерть подсказывает Рыцарю ход против зрителя». Фреска дополняется лентой над фигурами персонажей с выцветшим и уже нечитаемым текстом на шведском языке.
Церковь Тёбю. Интерьер
|
Изображения человека, играющего в шахматы с представителем тёмных сил,
существовали в Средние века как зрительное воплощение сложных моральных
положений. Исследователи разделяют их на два основные типа:
Изображение игры человека против Смерти за свою жизнь. Оно заставляет задуматься о скоротечности жизни и о том, что человек вскоре может быть наказан или вознаграждён после внезапной смерти за свои дела. Содержание картины в этом случае следует средневековым философским моралите о шахматах, представлявшим жизнь, как шахматную игру. Таков смысл аллегории Johannes Raulin в «Doctrinale Mortis» (1518). Johannes Guallensis (умер в 1285 году) пишет:
Изображение игры человека против Смерти за свою жизнь. Оно заставляет задуматься о скоротечности жизни и о том, что человек вскоре может быть наказан или вознаграждён после внезапной смерти за свои дела. Содержание картины в этом случае следует средневековым философским моралите о шахматах, представлявшим жизнь, как шахматную игру. Таков смысл аллегории Johannes Raulin в «Doctrinale Mortis» (1518). Johannes Guallensis (умер в 1285 году) пишет:
«Мир — как доска с белыми и черными полями, принимающая в себя людей, словно шахматные фигуры».
Шахматы
также иллюстрировали различные роли в обществе, показывали в
аллегорической форме, как важно было «играть свою роль», а не пытаться
что-либо изменить в своём социальном положении. К этому типу относится
изображение в церкви Тёбю. Среди других изображений на сходную тему —
«Смерть ставит мат королю» (аллегорическая гравюра неизвестного
эльзасского художника XV века).
Другой распространенный вариант сюжета — человек, играющий в шахматы с Дьяволом на свою душу. Этот сюжет был достаточно широко распространён в Северной Европе. Легенда в «Хронике Фландрии» за 1131 год рассказывает, что жена кастеляна по наущению дьявола убила своего отца. Муж, узнав о её преступлении, отдает преступницу дьяволу. Спустя время в замок прибывает монах и ночует в том зале, где когда-то было совершено преступление. В полночь появляется дьявол с женой кастеляна и вызывает монаха на поединок на его душу за шахматной доской. Монах выиграл партию. Побеждённый дьявол исчез. Утром монах нашёл на полу скелет женщины со стилетом в руке.
Шахматный поединок с дьяволом в образе прекрасной девушки приписывался шахматисту XVI века Паоло Бои (однако возникновение легенды относится к значительно более позднему времени, чем эпоха самого шахматиста).
В Историческом музее в Стокгольме была организована выставка о смерти и о том, как она воспринималась в разное время. Изображение «Смерти, играющей в шахматы» было центральным в осмыслении проблемы.
Другой распространенный вариант сюжета — человек, играющий в шахматы с Дьяволом на свою душу. Этот сюжет был достаточно широко распространён в Северной Европе. Легенда в «Хронике Фландрии» за 1131 год рассказывает, что жена кастеляна по наущению дьявола убила своего отца. Муж, узнав о её преступлении, отдает преступницу дьяволу. Спустя время в замок прибывает монах и ночует в том зале, где когда-то было совершено преступление. В полночь появляется дьявол с женой кастеляна и вызывает монаха на поединок на его душу за шахматной доской. Монах выиграл партию. Побеждённый дьявол исчез. Утром монах нашёл на полу скелет женщины со стилетом в руке.
Шахматный поединок с дьяволом в образе прекрасной девушки приписывался шахматисту XVI века Паоло Бои (однако возникновение легенды относится к значительно более позднему времени, чем эпоха самого шахматиста).
В Историческом музее в Стокгольме была организована выставка о смерти и о том, как она воспринималась в разное время. Изображение «Смерти, играющей в шахматы» было центральным в осмыслении проблемы.
Фреска
в кинематографе
Фреска вдохновила Ингмара Бергмана на сцену в фильме «Седьмая печать»
1957 года. Действие фильма происходит в середине 1300-х годов во время
Чёрной смерти. Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс вернулись в
Швецию после участия в крестовом походе в Святую Землю. Когда Смерть
появляется, чтобы забрать его, он просит сыграть партию в шахматы, чтобы
отложить неизбежное. Сам художник тоже является одним из героев фильма:
он разговаривает с оруженосцем Блока во время работы над стенной
росписью церкви.
На съемках фильма «Седьмая печать»
|
Отголоски фрески и фильма Бергмана присутствуют в ленте Алена Рене «В
прошлом году в Мариенбаде» (1961 году, автор сценария — Ален Роб-Грийе).