Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Почему наше будущее зависит от чтения

Книга

Прекрасная статья писателя Нила Геймана о природе и пользе чтения. Это не просто туманное рассуждение, а очень понятное и последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей.


  • Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. 
  • Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст. 
  • Если вы с теплотой (или, наоборот, с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочтите этот текст. 

  • Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.

  • Людям важно объяснять, на чьей они стороне и почему, а также люди предвзяты. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении. О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека

    И я, очевидно, очень сильно предвзятый, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, в основном создавая вещи и записывая их. Несомненно, я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо более предвзят как читатель.

    Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем - эта индустрия быстро развивается в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свое будущее роста - сколько камер им понадобится? Какое будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, каков процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать в свое удовольствие.

    В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видно.

    Я думаю, что простейшие из этих связей очевидны.

    Грамотные люди читают художественную литературу


    У художественной литературы есть два назначения:
    • Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет трудно, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем все кончится ... в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Выявлять, что чтение само по себе является удовольствием. Однажды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
    • Самый простой способ гарантированно воспитать грамотных детей - это научить их читать и показать, что чтение - это приятное развлечение. Самое простое - найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочитать.
    • Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая, зашарпана идея интересная для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращает детей от чтения только потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, - это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.
    • И вторая вещь, которую делает художественная литература - она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза - это то, что вы делаете с 33 буквами и пригоршнями знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяющих его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать  Кстати, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаёте, что внешний мир - это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда вернетесь в свой мир, то что-то у вас немного изменится.
    Эмпатия - это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.



    В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя власти: почему? Ведь научная фантвстика НЕ одобрялась в течение долгого времени. Что изменилось?

    Всё просто, сказал он мне. Китайцы создавали замечательные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущем, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были детьми.

    Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Однажды посетив другие миры, как те, кто попробовали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью удовлетворены миром, в котором выросли. Недовольство - это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

    Верный способ разрушить детскую любовь к чтению - это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети могли бы их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была замечательная районная библиотека. У меня были родители, которых можно убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул

    Библиотеки - это свобода. 
    Свобода читать, свобода общаться


    Библиотеки - это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (котороя не заканчивается в тот день, когда мы оставляем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

    Я думаю, что здесь всё дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоит. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории (и истории - это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях). Информация была ценной вещью, и те, кто владеют ею или добывают ее, могут рассчитывать на вознаграждение.

    В последнее время мы ушли от недостатка информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту с Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили с начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти ексобайтив информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретную растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.
    • Библиотеки - это место, куда люди приходят за информацией. Книги - это только верхушка информационного айсберга, они лежат там, и библиотекари могут свободно и легально обеспечить вас книгами. Сейчас больше детей берут книги из библиотек, чем раньше, и это разные книги - бумажные, электронные, аудиокниги. Но библиотеки - это еще, например, места, где люди, у которых нет компьютера или доступа к интернету, могут выйти в сеть. Это очень важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.
    • Библиотеки - это ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему миру мы видим, как местные органы власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обворовывают будущее, чтобы сэкономить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты.  
    Необходимо поддерживать библиотеки. Использовать библиотеки, поощрять других пользоваться ими, протестовать против их закрытия.

    Если вы не цените библиотеки,
    значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость


    Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить разными голосами, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтения вслух моментом единения, время, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

    Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что означают новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно уважать. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значением и произношении меняться со временем.

    Писатели - особенно детские писатели - имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы составляем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина - это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, мы такие.

    В конце концов, литература - это правдивая ложь, кроме всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, а делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает без желания - это история, от которой они не могут оторваться.

    Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, кормят своих птенцов предварительно разжеванными червями. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей, что бы нам не хотелось прочитать самим.


    Все мы - взрослые и дети, писатели и читатели - должны мечтать. Мы должны придумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромное, а личность менее ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда заключается в том, что лица меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

    Осмотритесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидно, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стенами, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всеми вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в доме, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

    Мы должны делать вещи прекрасными. Или не делать мир уродливее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обокрали и исказили.

    Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой –
    это история, от которой они не могут оторваться


    Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простой и мудрой. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умные, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.

    Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, они будут представлять и понимать.

    Автор: Neil Gaiman