Книга Наума по объему еще меньше, чем Книга Софонии, в ней 3 главы. Пророк начинает с описания величия и могущества Яхве, описания, в котором причудливо перемешались черты древнего бога номадов, бога бури и пустыни, с образом бога всего мира. "В вихре и в буре шествие Яхве, облако - пыль от ног его… земля колеблется пред лицем его, и вселенная, и все живущие в ней". Яхве - бог "ревнитель и мститель… мстит Яхве врагам своим и не пощадит противников своих". Но Яхве также "знает надеющихся на него", и к ним он благ, он для них "убежище в день скорби" (1:2–7).
Теперь Яхве направил свой гнев против Ниневии. Ее вина в том, что из нее "произошел умысливший злое против Яхве" (1:11) - может быть, пророк имел в виду Сенахериба? И Яхве уже определил и вынес свой приговор об Ассуре: Ассур будет истреблен, не будет больше народа с его именем (1:14). "…Празднуй, Иудея, праздники твои… ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен" (1:15).
Пророчество Наума было, очевидно, сочинено, когда Ассирия уже приняла первые удары от своих врагов, Вавилона и мидян, Ниневия еще не была захвачена, но уже была осаждена, и слухи об этом донеслись до всех народов, страдавших под ассирийским игом, т. е. в 614 или 613 г. до н. э.
Наум "провидит" картины падения великого города, "логовища львов" и рисует их, следует признать, очень ярко и образно.
Теперь Яхве направил свой гнев против Ниневии. Ее вина в том, что из нее "произошел умысливший злое против Яхве" (1:11) - может быть, пророк имел в виду Сенахериба? И Яхве уже определил и вынес свой приговор об Ассуре: Ассур будет истреблен, не будет больше народа с его именем (1:14). "…Празднуй, Иудея, праздники твои… ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен" (1:15).
Пророчество Наума было, очевидно, сочинено, когда Ассирия уже приняла первые удары от своих врагов, Вавилона и мидян, Ниневия еще не была захвачена, но уже была осаждена, и слухи об этом донеслись до всех народов, страдавших под ассирийским игом, т. е. в 614 или 613 г. до н. э.
Наум "провидит" картины падения великого города, "логовища львов" и рисует их, следует признать, очень ярко и образно.
"Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их".
Ассирийские воины не могут устоять перед натиском врагов, ассирийские военачальники в страхе скрываются. Это месть Яхве за бедствия, которые Ассур причинял Израилю. Теперь то же постигло Ассирию. "Вот, я - на тебя!"- говорит Яхве Ниневии.
"Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть… Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей… Князья твои… и военачальники твои - как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были… Народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его… Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?" (3:5-19).Можно понять эти чувства облегчения и злой радости, переполнявшие сердца не только пророка Наума и не только иудеев, но и всех других народов, веками изнемогавших под тяжким игом Ассирии. Но эта радость оказалась непродолжительной. Вместо Ассирии на Востоке поднялся другой могучий хищник - Вавилон.
Как было уже упомянуто, в 640 г. до н. э. царем Иудеи стал Иосня, сын Аммона, которому было от роду всего восемь лет.
Рассказ о правлении Иосии в 4 Книге Царств начинается торжественной похвалой в адрес этого царя:
"Тридцать один год царствовал в Иерусалиме… и делал он угодное в очах Яхве, и ходил во всем путем Давида… и не уклонялся ни направо, ни налево".
А на 18 году его правления произошло необычайное происшествие, рассказу о котором в Книге Царств посвящены целых две главы (4 Цар. 22–23).
Моисей Рижский,
"Библейские пророки и библейские пророчества"