Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Сумеречный край легенд и преданий не откажет в пристанище усталому путнику: на тропах духов никто не одинок. Произведения художников-уичоли заметно выделяются на фоне массовой сувенирной продукции, заполняющей прилавки мексиканских рынков в разгар туристического сезона. Сочные психоделические тона рвутся за пределы четких контуров узора, строго выверенного традицией, размывая границы между сном и явью. Самобытное декоративно-прикладное искусство уичоли не потакает вкусам пресыщенной публики, помня о своем сакральном назначении – передавать послания тонкого мира.
Каждый индейский художник выступает в роли шамана, перенося на мозаики видения, полученные в измененном состоянии сознания. Для погружения в транс деревенские маги употребляли сок кактуса пейотль, содержащий психоактивные вещества. Готовые изделия, принесенные в дар духам-помощникам, украшали святилища и хижины. Постоянно соприкасаясь с трансцендентным опытом, индейцы культивировали в себе чувство единства и гармонии с творческими силами Космоса. Незримые нити, связывающие все сущее в единый организм, изображаются в виде зигзагообразных линий, соединяющих разноплановые фигурки на полотне.
В художественной традиции уичоли выделяются два родственных направления – неарика (nierika) и чакира (chaguira). Создавая неарика, мастер проявляет чудеса терпения, собирая живописное сюрреалистическое панно из окрашенной шерсти. За основу берется деревянный диск с отверстием в центре, через которое люди и боги могут видеть друг друга. На гладкую поверхность зашлифованной и навощенной древесины наносят тонкий слой пчелиного воска, на котором крепятся разноцветные шерстяные нити, образующие сложный фантазийный рисунок, чем-то похожий на буддийскую мандалу.
В художественной традиции уичоли выделяются два родственных направления – неарика (nierika) и чакира (chaguira). Создавая неарика, мастер проявляет чудеса терпения, собирая живописное сюрреалистическое панно из окрашенной шерсти. За основу берется деревянный диск с отверстием в центре, через которое люди и боги могут видеть друг друга. На гладкую поверхность зашлифованной и навощенной древесины наносят тонкий слой пчелиного воска, на котором крепятся разноцветные шерстяные нити, образующие сложный фантазийный рисунок, чем-то похожий на буддийскую мандалу.
Жанр чакира предполагает декорирование масок, сосудов и статуэток витиеватыми мозаичными орнаментами. На покрытые воском заготовки, вырезанные из дерева и тыквы, наклеивают бисер и бусины. Некоторые ремесленники предпочитают подручные материалы – семена, зерна, мелкие осколки камней и минеральную крошку.
По мнению ряда антропологов, мифология уичоли наиболее достоверно отображает мироощущение ацтеков. Миссионеры не спешили нести Благую Весть в глухие деревни, затерянные среди суровых пиков Сьерра-Мадре. Географическая изоляция индейских общин обезопасила от христианского влияния оригинальную систему оккультной символики, компенсирующую скудость доступных средств визуализации необъятного метафизического ландшафта. Каждая деталь проникнута тайным смыслом, а выбранные мастером оттенки и материалы транслируют определенные энергии. Перед вами не просто забавная безделушка, а самый настоящий магический артефакт!
По мнению ряда антропологов, мифология уичоли наиболее достоверно отображает мироощущение ацтеков. Миссионеры не спешили нести Благую Весть в глухие деревни, затерянные среди суровых пиков Сьерра-Мадре. Географическая изоляция индейских общин обезопасила от христианского влияния оригинальную систему оккультной символики, компенсирующую скудость доступных средств визуализации необъятного метафизического ландшафта. Каждая деталь проникнута тайным смыслом, а выбранные мастером оттенки и материалы транслируют определенные энергии. Перед вами не просто забавная безделушка, а самый настоящий магический артефакт!
Нетрудно догадаться, что значат прохладные голубые и зеленые тона в пестрой палитре волшебства – по ладоням струится свежее дыхание долгожданного дождя. Коричневато-красные оттенки и древесина принадлежат богу огня Татевари. Череп, застывший в радостной ухмылке, обещает встречу с богиней Коатликуэ, властвующей над смертью и рождением. Отец-Солнце охотнее откликается на просьбы, начертанные на дощечках из пернамбукового дерева, которые ему доставляют верные спутники – королевские орлы и попугаи ара, а там, где сосна, койот и вихрь, рано или поздно объявится озорной бог-олень Кауюмари – родоначальник всех уичоли. В зарослях баньяна прячется прародительница богов Накавэ, окруженная медведями и броненосцами. Из деревни в деревню кочуют сюжеты ритуальной охоты на заповедной земле Вирикута и сотворения Вселенной в любовных объятиях Солнца и Луны. В некоторых образах звучат отголоски более древних эпох – к примеру, культ богини-бабочки Ицпапалотль – наследие тольтеков, а ягуары позаимствованы у майя.
Головоломная композиция неарика и чакира нарочно водит зрителя за нос, предъявляя сотни личин одного и того же архетипа, хотя концепция произведения почти всегда сводится к алхимическому циклу священной триады кукурузного початка, оленя и пейотля. Логика индейцев в принципе понятна: кукуруза представляет материальные основы бытия, пейотль символизирует духовную реальность, а олень по праву потомка бога-творца одарен способностью перемещаться между мирами, связывая противоположности воедино. Напряжение между двумя полюсами рождает жизнь.
Ведущие дизайнеры Мексики часто обращаются к фольклорным мотивам в поисках оригинальных оформительских идей. Донна Эметерия Риос Мартинес создает из пряжи великолепные муралы, восполняющие недостаток душевного тепла в урбанистическом пространстве. Стены вестибюля станции метро «Пале Рояль Музей Лувр» в Париже украшает монументальное полотно-неарика «Разум и душа уичоли», смонтированное из восьмидесяти панелей – подарок коллег из Мехико. Пожалуй, самой необычной работой, выполненной в фольклорной манере уичоли, стал арт-объект «Вочоль» – автомобиль «Фольксваген-Жук», оплетенный узором сказочных цветов из бисера, крепко схваченного термостойкой смолой.
Антрополог Роберт Зингг назвал уичолей «племенем художников». Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы, музыкальные инструменты.